Первый и второй тома «Лиги Справедливости» заканчивались мимолётными появлениями воинственной женщины в красном капюшоне — то была интрига на будущее, которую в третьей книге подогревать не стали (там и других событий было навалом) и которая, наконец, эпическим образом разрешилась сейчас — с выходом переведённой на русский язык «Войны Троицы».
Многие века тому назад на Скале Вечности осудили троих величайших преступников в истории человечества. Пандора оказалась без вины виноватой: всё её злодеяние заключалось в том, что она случайно нашла и открыла шкатулку в форме трёхглазого черепа. Не ведая того, что это «темница трагедий, страданий и пыток», она «выпустила на волю ужасы человечества» — семь смертных грехов, которые с тех пор называют её «мамой»: Зависть, Гордыня, Чревоугодие, Алчность, Праздность, Гнев, Похоть.
…Меня прокляли, заклеймили несущими нестихающую боль шрамами и обрекли на вечные скитания по грешному миру. Дабы я стала свидетелем бедствий, которые на него навлекла, дабы прочувствовала их всем своим существом.Разворот графического романа Джеффа Джонса «Лига Справедливости: Война Троицы»
С тех пор несчастная Пандора только и мечтала, что изничтожить освобождённых ею чудовищ (так как все попытки «научить смертных противостоять соблазнам тщетны»), а пока она обучалась различным боевым искусствам и постигала сопутствующую философию («Аквинат просто перефразировал Августина, который утверждал, что зло само по себе есть ничто. Всего лишь отсутствие добра, как тьма есть отсутствие света»), «мир безудержно и неумолимо катился в бездну». Конечной точкой в 2013-м году оказался охваченный гражданской войной сирийский город Алеппо, где Пандора осознаёт, что уже «готова исполнить свою клятву».
Вот тут-то — на самом, что называется, интересном месте — «создательницу этого безумного мира» находит один из тех, кто её осудил, с неожиданными извинениями и загадочным напутствием: мол, шкатулка — это «ключ ко всему» и «только кроющаяся внутри её сила может покончить с этим проклятием». Проблема, однако, в том, что заново открыть злополучный череп дано лишь тому, кто-либо стопроцентно чист сердцем, либо абсолютно погряз во зле. «Я знаю, к кому обратиться», — тут же решает Пандора, имея в виду, конечно же, Супермена.
Я странствую уже многие века и видел великую тьму, но ещё не встречал угрозы опаснее нынешней!Одна из обложек графического романа Джеффа Джонса «Лига Справедливости: Война Троицы»
И это — только завязка масштабного, на три с половиной сотни страниц, кроссовера, объединившего «величайшие таланты индустрии комиксов» и служащего «точкой пересечения основных арок» Вселенной DC: мир «NEW 52» уже никогда не будет прежним. Друг с другом здесь сталкиваются 1) классическая Лига Справедливости, 2) собранная, чтобы противостоять ей и подотчётная правительству Лига Справедливости Америки, 3) возглавляемая Джоном Константином Тёмная Лига Справедливости, 4) осуждённая некогда Грешная Троица: Пандора, Призрачный Странник и Вопрос, 5) стоящий в стороне ото всех Шазам, гадалка и ясновидящая мадам Ксанаду, заключённый Лекс Лютор, а также множество других персонажей, приводить полный список которых было бы нечестно по отношению к ещё ничего не знающему читателю.
С мальчишки Шазама, собственно, и начинается здесь основное действие: несмотря на то, что «правительство не рекомендовало американцам появляться в Кандаке», он собрался развеять над тамошней пустыней прах родившегося в тех краях злодея. И вот одни полетели на запретную территорию останавливать его, другие — выдворять первых: «Это наш шанс продемонстрировать миру, как неуправляема на самом деле Лига Справедливости». Ничем хорошим подобная вылазка закончиться не могла по определению: спор перерос в столкновение — и так была запущена всколыхнувшая весь мир цепная реакция, ставшая причиной полномасштабной войны между супергероями…
- Нет, это чёрт-те что!- Хаос ещё даже не начинался, полковник Тревор… Но если мы их не остановим, наш мир ждут поистине немыслимые беды.
Одна из обложек графического романа Джеффа Джонса «Лига Справедливости: Война Троицы»
Дальше — больше: «Всё стремительно выходит из-под контроля», — но всю ведь книгу не перескажешь, особенно если учесть, сколько здесь пересекается персонажей и переплетается сюжетных линий. Добавим разве, что недавние соратники оказались худыми дипломатами, предпочтя разрешать все назревшие конфликты кулаками, — но возможно, всё дело в той самой «дьявольской» и «гнусной» шкатулке, что «дурно влияет на всех, кто её касается», и способна «совратить даже самых сильных среди мужей»…
Даже поверхностный пересказ получился длинным — а ведь мы, считай, ещё и вглубь не копнули. Но требуются ли дополнительные доказательства того, что «Война Троицы» — роман для мира комиксов уникальный?.. Джефф Джонс, возглавляющий на сей раз целую армию авторов, художников и колористов, объединил в неразрывное полотно ниточки из самых разных уголков вверенной ему Вселенной и на основе отдельных выпусков параллельно выходящих циклов создал по-настоящему впечатляющую сагу — взрывную, динамичную, напряжённую. Этакий античный эпос с картинками, современную «Илиаду» — «Гнев, Диана, воспой Супермена, Криптонова сына» — только с облачками для реплик вместо гекзаметра.
Неверные решения, благие намерения — и вот уже все мы дружно катимся в юдоль скорби и страданий.Разворот графического романа Джеффа Джонса «Лига Справедливости: Война Троицы»
Увлекательный сюжет с многочисленными ответвлениями, свойственными настоящему роману. Исторический, мифологический и географический размах, включающий посещение самых разных мест и эпох, в том числе даже Рая (раем для Бэтмена оказывается рождественский вечер с родителями и чтением Диккенса).
Чудесные нюансы про отношения: Супермен, например, зовёт Чудо-Женщину в кино, а та его укоряет: «Хочешь знать, почему у меня гораздо меньше врагов, чем у Брюса, Барри или даже у тебя? Потому что, когда я с ними разбираюсь, то разбираюсь раз и навсегда».
Метко подмеченная современность: «У нас на Пандору, — хвастается спецагент, — есть несколько папок, по сравнению с которыми даже телефонный справочник выглядит жалкой брошюркой», — на что прикреплённая к нему молодая коллега недоумённо уточняет: «А что такое телефонный справочник?» — а затем смеётся, увидев те самые папки: «Серьёзно? Вы до сих пор используете бумагу?»
И, разумеется, рисунок. Объём, цвет, движения, детализация, монтаж — отличная, превосходная работа. Которую вы сможете оценить даже в том случае, если у вас, как у полковника Тревора, «нет времени даже меню в кафе прочесть»: разглядывайте «Войну Троицы» как альбом, наслаждаясь изданием не только с литературной, но и с художественной точки зрения.
Так что первые три тома «Лиги Справедливости» были только разминкой: подлинной высоты задуманное достигает в этой, четвёртой книге, на общем фоне всех обновлённых «линеек» DC кажущейся безусловным шедевром.