Второй том графического романа Брайана Аззарелло про Чудо-Женщину — «Железо и Война» — открывается как будто бы шутливым прологом («кое-что из прошлого супергероини»), в котором ёрнический тон, впрочем, быстро сменяется серьёзным: речь идёт о том, как Арес, бог Войны, каждое полнолуние обучал 14-летнюю Диану боевым навыкам. Поначалу наставник был горд своей юной ученицей, «ибо Диана превзошла отважного Одиссея и могучего Ахиллеса — вместе взятых», но заканчивается эта история едва ли не проклятием: «Ты — моя величайшая неудача, Диана с Фемискиры!»
А всё потому, что преподанные ей Аресом уроки жизни —
- «Сталь в руках подобна истине и точно так же должна разить. Безжалостно, безошибочно и неумолимо»,
- «Не поднимай меч на человека, если не готова его убить. Таков закон воина»,
- «Воин знает, что смерть — цена войны, но воин никогда не готов принять смерть. Воин всегда сражается насмерть»,
- «Да не дрогнет твоя рука, воин! Врагов надо уничтожать, или они вернутся и отомстят тебе! Нельзя оставлять им эту возможность!»
— не смогли затоптать в душе девочки ростки милосердия.
Завет «Истинный воин не знает пощады!» оказался не про неё. Когда надо драться — она будет драться, но когда придётся решать — добить или отпустить, — она скорее выберет второе, не опасаясь мести, но получая взамен уважение противника. Даже когда тот — о чём будет рассказано впоследствии — вежливо попросит:
Я приложу все силы, чтобы тебя убить. Так что имей совесть: будь достойна моих усилий.Разворот графического романа Брайана Аззарелло «Чудо-Женщина. Книга 2: Железо и Война»
Основное же повествование романа продолжает вертеться вокруг сына Золы, «последыша Зевса», которого пророчество называет «наследником трона». У него ещё и имени-то нет («Джек. Или Дэниел. Мой любимый сорт», — предлагает свои варианты пристрастившийся к выпивке Арес), а в нём уже видят «угрозу вселенной», того нового бога — «последнего в роду», — что «может положить конец времени»: «Конец всему. Жизни в этом мире. В другом. Раз и навсегда».
Хотя Диане, конечно, кажется, что пророчества склонны преувеличивать, и дело не в чьих-то словах, а в родительской любви и толковом воспитании:
Но я знаю: дети не рождаются плохими. Мы рождаемся разными. У каждого есть тут груз, который нас тяготит. Однако зло — это то, чему нас учат. Мы должны добиться, чтобы ребёнка не воспитали злым.Ситуацию усугубляет то, что во льдах Антарктики пробуждается Перворождённый, которого Зевс, не готовый к отцовству, повелел в своё время убить. Но мольбы матери Геры не прошли мимо жрицы, предрёкшей младенцу, что он станет «безраздельным владыкой Олимпа», — и та сохранила ему жизнь, хотя и не облегчила существование. Возможно, именно этот великан — потенциальный источник всех будущих проблем, тот самый «потомок Зевса, который убьёт Бога и захватит трон».
- Пророчество ничего не говорило о последнем в роду.- Пророчество изрекли семь тысяч лет назад. Времена, хе… меняются. У тебя, мой суровый племянник, есть враг.
- Покажи, кто он, и его не станет.
Разворот графического романа Брайана Аззарелло «Чудо-Женщина. Книга 2: Железо и Война»
Фразу «Пути богов неисповедимы» на самом деле придумали мы… Чтобы скрыть нашу предсказуемость.В своём романе Брайан Аззарелло одновременно играет и с древнегреческими мифами, и с современностью, накладывая одно на другое и получая порой весьма любопытный результат. Олимпийские боги тут обсуждают дела за коктейлями возле бассейна и жарят мясо для барбекю, а когда ещё одна дочка Зевса начинает прислушиваться к миру (она подобно ветру слышит всё на свете), то до неё доносится не только вечное «Люблю» или «Полегче», но, например, и «В этом чемоданчике ровно сто…» или «Платье полнит».
Науськанная Посейдоном гигантская акула тут нападает на вертолёт, а в бой по приказу Ареса дружными рядами вступают солдаты всех войн — от богатырей и крестоносцев до индейцев с японцами. И когда Диана взасос целует слегка зарвавшегося космического мужлана Ориона, то одновременно, пользуясь его огорошенностью, хватает его за яйца с однозначной угрозой: «Я без твоего уважения проживу, а вот проживёшь ли ты без них?» — «Не хотелось бы…» — «Тогда уважай меня, или я их тебе оторву». Вот она — сила феминизма в действии.
Не надо говорить, будто я что-то за тебя решаю. Мы оба знаем, это не так. Тут замешаны куда более древние силы.Разворот графического романа Брайана Аззарелло «Чудо-Женщина. Книга 2: Железо и Война»
Фильм «Чудо-Женщина» с Галь Гадот в заглавной роли стал сенсацией американского кинопроката и с результатом 412 миллионов долларов занимает сейчас вторую строчку по сборам среди всех картин 2017-го года: на такой успех, говорят, не рассчитывала даже выпускавшая ленту студия. У нас результаты этого кинокомикса скромнее: не столь велика и послушна пока что фанатская база. Но выпускаемые «Азбукой-Аттикус» графические романы рано или поздно сделают своё дело — и когда через два года мы увидим продолжение сольника (не берём в расчёт ту «Лигу Справедливости», что выходит уже через месяц), зрителей наверняка окажется больше. В том числе благодаря и трудам Брайана Аззарелло.
Специально для тех, кто ценит толстые издания графических романов ещё и за приложения, «Чудо-Женщина. Книга 2: Железо и Война» включает в себя двадцать два листа дополнительных материалов с двумя синопсисами Аззарелло, рисунками Горана Суджуки и Клиффа Чанга, а также с полным черновиком финальной главы, который, разумеется, весьма любопытно сравнить с итоговой версией.