Рекордная глобальная инфляция и попытки президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана укрепить лиру накануне президентских выборов снижают привлекательность зарубежных рынков для турецких компаний. Опасения рецессии в некоторых частях Европы, основного пункта назначения турецких поставок за границу, охлаждает пыл экспортеров.
Удивительно, но факт: хотя инфляция в Турции формально намного превышает рост цен в ЕС и США, турецким фирмам легче переложить более высокие расходы на турецких же покупателей.
«Здесь потребительские привычки принимают среду с высокой инфляцией. Инфляция в ЕС в десять раз меньше нашей, и увеличение затрат не может быть отражено в ценах», — поясняет этот парадокс владелец текстильной компании System Denim Сереф Файят.
Борьба за лиру
Официально инфляция в Турции в прошлом году составила чуть более 64% (а еще в ноябре превышала 85%), но на внутренних фабриках страны она по-прежнему близка к 100%. При этом, как сообщает Bloomberg, рост отпускных цен на товары неотечественного производства в два раза медленнее.
В попытках всеми силами удержать на привязи национальную валюту власти также оказали давление на экспортеров, потребовав от них конвертировать 40% своего иностранного дохода в лиры. Даже высокие цены на энергоносители не смягчили торговый дефицит Турции, который в прошлом году увеличился более чем вдвое и превысил 110 миллиардов долларов.
В стране, наводненной деньгами, лира не ослабла настолько, чтобы отразить разницу в инфляции и изменения стоимости валют торговых партнеров Турции. По данным Банка международных расчетов, несмотря на потерю почти 29% по отношению к доллару в 2022 году в номинальном выражении, реальный эффективный обменный курс лиры фактически увеличился на 18%.
На карту поставлена способность Эрдогана построить то, что, по его мнению, может стать «производственным центром для Африки, Азии и Европы». Но вместо того, чтобы дать отечественным предприятиям преимущество перед конкурентами, правительство требует от них помощи в обеспечении более конкурентоспособного обменного курса.
Во вторник глава Ассоциации экспортеров Эгейского моря призвал к девальвации лиры примерно на треть, чтобы повернуть валюту в пользу Турции, препятствуя импорту и предотвращая безработицу.
Противоречивые цели
В преддверии выборов стабильная лира стала краеугольным камнем усилий Эрдогана по сдерживанию инфляции, хотя ранее он пытался продемонстрировать успехи политики, которая отдавала приоритет местному производству, и заявлял, что хочет ввести Турцию в десятку крупнейших мировых экспортеров.
По последним данным Всемирного банка, страна еще весьма далека от этой цели: она занимает 28-е место среди ведущих стран-экспортеров.
На минувших выходных министр финансов Турции Нуреддин Небати сказал, что стране нужен обменный курс на «оптимальном уровне» — не слишком слабый, но и не слишком сильный, чтобы не наращивать импорт и не отпугивать отечественных производителей.
Турция уже является домом для заводов таких компаний, как Ford Motor Co., и стремится усилить свое влияние в международной торговле, воспользовавшись сбоями, вызванными пандемией и геополитической ситуацией.
Но компании, которые в прошлом отправляли большую часть своей продукции за границу, сталкиваются со сложным выбором: воспользоваться преимуществами более высокой маржи дома или продавать за границу, чтобы получить иностранную валюту.
Отчет, опубликованный в среду, показал, что экспорт бытовой техники из Турции упал на 9% в годовом исчислении, в то время как продажи на внутреннем рынке выросли на такую же величину.
«В первой половине этого года продавать товары на внутреннем рынке будет особенно легче, чем за рубежом», — говорит Сереф Файят из System Denim.