Американские исследователи из университета Калифорнии в Сан-Франциско разработали«омолаживающую» компьютерную игру. Она представляла собой гоночный симулятор с одной дополнительной задачей. Игрок должен был не только управлять автомобилем при помощи джойстика, но и в момент появления на экране определенного символа нажимать кнопку. При этом на трассе встречались как «правильные» символы (синие круги), так и такие, которые надо было игнорировать. Разработчики придумали даже 3D окружающую среду, которая предназначалась для одновременного решения сразу нескольких задач. Ученые рассудили, игра может стать тренажером для мозга, повышая его способность к многозадачности, а это, в свою очередь, замедлит или даже обратит вспять процесс старения, пишет news.sciencemag.org.
На начальном этапе тестировались 174 человека в возрасте от 20 до 70 лет. Участники пробовали играть в игру, названную разработчиками NeuroRacer. В этот момент исследователи записывали их электроэнцефалограмму для анализа активности мозга. Эти эксперименты показали, что с возрастом способность к решению сразу нескольких задач снижается, причем линейно: само по себе это не стало открытием, но позволило получить данные для сравнения с теми, кто активно играл в пожилом возрасте длительное (две недели) время.
Затем полезный эффект игры оценивали 16 пожилых людей в возрасте от 60 до 85 лет. Они играли дома на ноутбуках три раза в неделю в течение месяца. Затем "подопытные" вернулись в лабораторию, и уже тестировались там под контролем датчиков. Исследователи «замерили» память и внимание до и после эксперимента. И оказалось, что пожилые геймеры играют виртуознее нетренированной молодежи. Они поддержали умение и в течение 6 месяцев после обучения без дальнейшей практики.
Впрочем, многие ученые усомнились в небольшом числе тестируемых и возможности использовать игру в домашних условиях.
"Много людей вошли во вкус, - говорит нейропсихолог Гленн Смит из Клиники Мейо в Рочестере, Миннесота, который изучает игры как лечение ранних симптомов слабоумия. - Мозг, действительно кажется, способен к изменению структуры и развитию новых навыков в течение целой жизни. Но не все продукты на рынке разработаны для поддержания его тонуса".
«Сердце проблемы - может ли видеоигра быть полезной. Раннее исследование показало, что люди могли изменить к лучшему визуальную память и увеличить скорости в выполнении задач в лаборатории, - говорит Смит. - Но пока не ясно, можно ли перенести эту пользу на реальную жизнь». Исследователи поясняли, что NeuroRacer, в первую очередь, был инструментом для проверки гипотезы о тренировке мозга в пожилом возрасте, поэтому число лишних элементов намеренно сократили.