Здоровье

Кому наиболее выгодно постоянно нервировать людей

0 4934

В России за последний год более чем наполовину выросли продажи антидепрессантов. Эксперты отмечают увеличение спроса на такого рода препараты. Они говорят, что невротизация общества нарастает, а пандемия ковида и боевые действия на Украине и в России только усугубили этот процесс. Почему? «Ридус» искал ответ на этот вопрос.

Информация держит в тонусе

© unsplash.com

В последнее время в средствах массовой информации особой популярностью пользуются материалы, которые можно охарактеризовать так «как прекратить прекращать и начать начинать». Иными словами, инструкции к тому, как решить какую-то проблему — похудеть или смириться с лишним весом, найти отношения или их закончить и так далее.

«Этот поток информации держит человека в постоянном тонусе и заставляет его переживать насчет того, что он делает что-то не так. Воду на эту мельницу льет и популярная литература, которая рассказывает, как стать успешным, богатым, избегать ошибок и многое друге. Такой посыл подразумевает, что человек постоянно сомневается в самом себе и не знает элементарного, как будто ему нужны советы, инструкции, рекомендации. На самом деле это не так, но, чтобы такие книги успешно продавались, человека постоянно нужно невротизировать», — рассказывает кандидат философских наук Иван Федоров.

Сюда же относится культура новой искренности, каминг-ауты, постоянный самоконтроль в духе «а правильно ли я поступаю, а не обидел ли я чьи-то чувства, а не оскорбил ли кого мой жест». И поэтому мы периодически наблюдаем скандалы на предмет того, что чьи-то шутки (не всегда смешные) вдруг кого-то оскорбили, и человека тут же начинают в чем-то обвинять. Нередко достается и рекламщикам, которые тоже вынуждены постоянно оправдываться и объяснять, что же они имели в виду в очередной кампании.

«Поэтому современный человек должен контролировать каждое свое действие и слово и соотносить их с требованием массовой общественности, которая горазда оскорбляться по любому поводу и требовать сатисфакции. Причем нарваться можно в совершенно заурядных поступках, в шутках, самоиронии», — говорит Федоров.

По его словам, все это в итоге приведет к тому, что какая-то часть общественной жизни уйдет в тень. Грубо говоря, будут создаваться подпольные клубы по интересам, где за шутку ни от кого не «прилетит», будет развиваться и даркнет, который практически неподконтролен. Примерно то же самое было и в Советском Союзе, когда люди с утра слушали радиостанцию «Маяк», а ночью — «Голос Америки».

Он отмечает, что, несмотря на обилие информации, чего-то осмысленного, на чем можно строить анализ, мало. В качестве примеров он привел ультраправых православных патриотов. На их ресурсах каждый день плотным потоком идут новости о том, что скоро нас ожидает глобальная катастрофа.

«В их понимании у нас неправильная культура, искусство, новости, средства массовой информации, везде козни, враги, западное влияние, агенты Госдепа. Таким образом формируется фатальная картина мира», — приводит пример Федоров.

Он отмечает, что это не способствует здоровому состоянию массового сознания, отсюда и некоторые странные выходки отдельных экзальтированных граждан. В качестве одного из ярких примеров он привел жительницу Анапы, которая не пускала в подъезд женщину с детьми из-за того, что у той не было маски. Видео «У нас масочный режим» очень быстро стало вирусным. Эта бабушка — образец невротизации общества и намеренного нагнетания ситуации.

«Но у меня есть и более свежие примеры. Мои соседи по лестничной клетке, находясь под влиянием сообщений о возможной войне, скупили в одном из магазинов возле дома всю гречку и собрались минимум на полгода жить у родственников в деревне в Ивановской области», — комментирует философ.

Невроз как поле для заработка

© unsplash.com

Исследователь культуры потребления Мирослава Забродская утверждает, что человеку, как части социума, постоянно нужно о себе заявлять. Когда появились социальные сети, то вначале они были той площадкой, где люди говорили то, что хотели, и не подвергались хейту.

«Тогда была цветастая поляна различных мнений, интересных суждений, различных высказываний. В 2022 году соцсети уже, понятное дело, не те. Сейчас их обитатели живут по принципу „ходи и оглядывайся“. Человек уже не может написать свое мнение на ту или иную тему — его либо затравят, либо просто забанят и пост уберут. Что бы ты ни написал, ты кого-нибудь обидишь. Пока безопасными темами остаются еда, милые случаи про животных, обзор каких-то товаров. Таким образом, человек постоянно на нервах, в вечном напряжении, и, конечно, на этом фоне расцвели бесконечные курсы, тренинги, сессии от коучей той или иной степени известности. В общем, все те, кто умело паразитирует на страхах и сделает все, чтобы их становилось еще больше», — говорит Забродская.

Тем не менее Забродская отмечает, что некоторый положительный эффект от этого есть: человеку нужно высказаться — и он получает эту возможность.

«Понятно, что проблемы на работе не всегда можно обсудить с коллегами, соцсети тоже не вариант, тем более что многие работодатели следят за тем, что пишут сотрудники на своих страницах. Своей семье ты весь задерганный тоже не нужен, да и какой совет и поддержку может дать жена-медсестра специалисту по продажам холодильного оборудования? Отсюда и спрос на так называемых „профессиональных слушателей“. Это можно охарактеризовать эффектом попутчика, когда человек охотно рассказывает обо всем, что наболело, случайному пассажиру в поезде потому, что он его больше никогда не увидит», — говорит исследователь культуры потребления.

Кроме того, те же соцсети тоже добавляют градус нервозности еще и тем, что требуют постоянной самопрезентации, и пользователь вынужден продумывать и придумывать контент с учетом необходимости показывать себя в выгодном свете, никого при этом не задев. И в этом смысле мы пришли к социальному рейтингу.

«Все штрафы, просроченные платежи определенным службам известны. Данные о работе тоже находятся на всеобщем обозрении, а соответственно, и уровень дохода уже не является такой уж тайной, это же касается и какого-то имущества, покупок, предметов роскоши и так далее», — говорит Забродская.

А на основе этого всего как раз и составляется социальный рейтинг, где каждый занимает свою позицию. Разумеется, практически каждому хочется показать, что он находится в первых строчках, даже если на самом деле это и не так. А отсюда и попытки заработать больше любой ценой, и желание пустить пыль в глаза. Разумеется, психологическому комфорту все это «догнать и перегнать» не способствует.

Одну проблему решили и создали несколько новых

© Соцсети

Кандидат психологических наук Алена Волина утверждает, что люди, посещающие различные курсы и тренинги, где они могут высказаться, делятся на два типа: те, кому речи коуча кажутся более чем очевидными и неоригинальными, и те, кому это «откликается», говоря современным языком.

«За первых специалист бороться не будет, потому что, во-первых, он больше денег не принесет, а во-вторых, мало ли какой отзыв они напишут, поэтому их отпускают с миром. А вот вторые — настоящая золотая жила, они подсаживаются на это. Такие люди считают, что коуч выражает их мысли и чувства, поэтому повышается самооценка, за что люди и готовы платить», — говорит Волина.

При этом, если рассматривать их услуги как помощь, то в моменте они дают человеку облегчение. Она приводит такой пример: 35-летняя женщина, руководитель, много работает, засиживается на работе до 23 часов. Конечно, ее психологический настрой страдает — она становится нервной, раздражительной, срывается на близких и подчиненных. Коуч советует ей окружить себя комфортными, приятными ей людьми и уже в их компании сидеть на работе до 23 часов.

«Девушка следует этому совету и начинает продвигать людей по службе и назначать на важные посты, исходя не из профессиональных качеств, а из личной приязни. В результате падает производительность, совершаются ошибки, сроки сдачи важных проектов нарушаются. Как итог, на работе такая руководительница уже сидит не до 23 часов, а дольше, зато в компании приятных ей людей. Да, в моменте коуч проблему решил, но на ее месте тут же образовалось множество других, чреватых более фатальными ошибками. Это человек осознает потом, и за решением новых, куда более сложных задач он придет к этому самому коучу. А ему тоже нужно зарабатывать, что он успешно и делает», — констатирует Волина.

Она отмечает, что невротизация общества и расплодившиеся на этой плодородной почве тренеры и «учителя» будут только поддерживать этот градус. Для людей это война, а для них — отличное средство заработка.