Пандемия ковида практически сошла на нет, с каждым днем случаев заражения регистрируется все меньше, о госпитализациях сообщается все реже. Врачи, работавшие два года в красных зонах, могут выдохнуть. Но есть одно но: отменяются ковидные доплаты, которые существенно увеличили зарплаты медикам. Иными словами, окончанию пандемии рады не все.
Почему так получилось? «Ридус» искал ответ на этот вопрос.
«Купили машину и взяли ипотеку»
Московский терапевт Иван Попов (имя и фамилия изменены по просьбе героя) проработал в красной зоне с апреля 2020 года одной из столичных больниц. Это время он мог бы вспоминать с тяжелым сердцем: работать приходилось по 12 часов, если не больше, в специальных костюмах, в которых не дышит тело, без перерывов на нормальный человеческий обед и туалет.
«Из городской поликлиники я перешел на работу в стационар для того, чтобы помочь коллегам справляться с потоком больных. Вы наверняка помните, какие вереницы скорых стояли у приемных покоев больничных госпиталей. О деньгах тогда не думал, задумался о них после того, как стали приходить ковидные доплаты. Суммы меня приятно шокировали: вдвое больше моей прежней зарплаты. Не менее 150 тысяч точно. Получалось неплохо откладывать, поэтому на Новый, 2021-й, год я купил себе новую машину. А еще через несколько месяцев мы с женой накопили на первый взнос по ипотеке и взяли себе неплохую „двушку“ в новостройке», — рассказал «Ридусу» Иван Попов. Ипотека. © Pixabay.comСобеседник «Ридуса» отмечает, что без «привычных» денег ему с семьей придется непросто: во-первых, ипотека, во-вторых, они уже привыкли к такому уровню зарплат и откатываться назад не хочется. Это его мнение разделяют и многие коллеги, для которых шестизначные суммы, поступавшие на зарплатную карту, были довольно приятными и существенно повысили качество жизни.
«Конечно, я вернусь в районную поликлинику, как и многие мои коллеги, и буду так же вести приемы. И нагрузка меньше станет, и выходные появятся, что, безусловно, плюс. Но за это время цены в магазинах выросли по известным причинам, а вот зарплаты наши значительно уменьшатся. Придется как-то приспосабливаться и существенно экономить. Возможно, нам с женой придется искать вторую работу, потому что ипотеку нужно выплачивать. Пусть нам осталось немного, но это существенная статья расходов, которая сейчас станет для нас бременем. И об отпусках придется забыть на пару лет точно, не говоря уже о том, что у нас не вся мебель и техника куплены. Это теперь становится недостижимой мечтой на несколько лет», — констатирует Иван Попов.Система оплаты — непрозрачная
По данным Telegram-канала «Поясни за мед», который ведет врач из Санкт-Петербурга Иван Давыдов, медикам начинают урезать выплаты за работу в красных зонах. Он отмечает, что уже с апреля в ряде регионов такие доплаты и вовсе будут отменены.
Опасаются этого и врачи скорой помощи, которые на ковидных доплатах тоже существенно поправили свое материальное положение. Конечно, работать на износ довольно сложно, особенно в зрелом возрасте, но это компенсирует размер зарплаты — у некоторых она доходила до 200 тысяч. В целом многие получали довольно приличное жалование, которое не идет ни в какое сравнение с прежним.
По словам врача одной из подстанций скорой помощи Рязани Татьяны Мельниченко, их коллектив ежегодно подписывает коллективный договор с руководством учреждения, где обозначены все надбавки и доплаты, а также условия, необходимые для их получения. Однако даже такой документ отнюдь не гарантия того, что зарплата будет достойной. Руководство хорошо умеет при необходимости деньги урезать. А если убрать ковидные, то люди на руки будут получать не более 40 тысяч рублей. Мельникова отмечает, что в такой ситуации волна увольнений обязательно последует.
Госпиталь для пациентов с коронавирусом в автомобильном торговом центре «Москва» на Каширском шоссе.© Киселев Сергей / Агентство «Москва» «В нашем коллективе поменять место работы, если зарплаты порежут, готовы не менее половины сотрудников. Это и врачи, и фельдшеры, и водители. Кто будет работать и обслуживать сотни вызовов — большой вопрос. Тем более что тот же сезонный всплеск гриппа никто не отменял, а желающих тянуть на себе такой объем работы без соответствующего стимула нет», — отметила Татьяна Мельникова в беседе с «Ридусом».Такой же точки зрения придерживается активист медицинского профсоюза «Действие» врач скорой помощи Григорий Бобинов.
«Такая проблема есть, люди волнуются, в плане зарплат их немного приподняли от земли за время пандемии, но при этом срезали все надбавки, воспользовались и вечной отговоркой: дескать, у вас есть ковидные, радуйтесь. Народ молчит, потому что зарплаты все равно стали выше. Это сдерживает протестные настроения. Но не везде. Была забастовка в Башкирии, где условия труда такие, что даже ковидные выплаты не компенсировали усталость людей. Только на моей станции три медика приехали из Башкортостана, потому что даже ковидные их не удержали. В Липецке, по нашим данным, городская станция за год потеряла 41 медика», — утверждает медик.Собеседник «Ридуса» отмечает, что в медицинской сфере в принципе непростая и непрозрачная система расчета заработных плат. Речь идет о том, что она складывается из нескольких составляющих: оклад, премии, стимулирующие выплаты.
«При этом нет единой схемы, везде зависит от работодателя. Для медиков важно повышать именно окладную часть, которая является гарантированной и не зависит от настроения начальства. Например, на нашей станции оклад — это 90% от зарплаты, и можно годами не получать премий, но получать хорошую зарплату. Это же касается сверхурочной работы, которая считается от оклада. Если он 12 000, то он на лишних сменах ничего толком не заработает, только вымотается. Но, к сожалению, большинство медиков этих нюансов не понимают, и руководство этим пользуется», — говорит Бобинов.До конца года все надбавки будут
Власти ряда регионов страны уже заявили, что установленные за работу в красных зонах выплаты будут осуществляться до конца года — это решение было принято на федеральном уровне. Это прописано в Постановлении правительства РФ «О государственной социальной поддержке в 2020—2022 годах медицинских и иных работников…».
Кроме того, в региональных минздравах утверждают, что на их уровне также действуют ряд программ, направленных на поддержание достойного уровня заработных плат медицинских работников.
Рубли.© Pexels.comВ то же время президент Национальной ассоциации заслуженных врачей и наставников Виктор Егоров предлагает следующую инициативу: установить для врачей такие же льготы, как и для военнослужащих, а именно: «Внеочередное предоставление мест в детских садах, внеочередное обеспечение квартирами, предоставление раз в год бесплатных билетов к местам отдыха или фиксированной суммы на компенсацию проезда к месту отдыха. Заслуженным врачам установить надбавку к пенсии».
Большинство и на меньшее живет
Отдельный вопрос — реакция граждан на отмену ковидных выплат врачам. В социальных сетях, где то и дело появляются сообщения с опасениями о том, что зарплата медиков резко упадет, тут же начинается холивар: люди негодуют по поводу того, что медицинские работники получали существенные доплаты за работу в красных зонах. Особое возмущение вызывает размер общего дохода с учетом этих выплат. Граждане утверждают, что, во-первых, врачи специально накручивают статистику, чтобы получать больше, во-вторых, к пациентам стационаров относятся не по-человечески, а некоторых и вовсе гробят, ну и в-третьих, по их словам, большинство людей живут на куда меньшие деньги и никто не возмущается, поэтому стенания сотрудников системы здравоохранения не вызывают сочувственной реакции граждан.
«За что им вообще зарплаты платить, за то, что в больницах над обессиленными болезнью людьми как фашисты издеваются? Или за то, что, приходя на вызов, не разобравшись в болезни, по шпаргалке, кем-то проплаченной, лекарства выписывают?» — возмутилась одна из пользовательниц социальной сети «ВКонтакте».«Ой, на 35 тысяч они не знают как жить! Когда большинство живёт меньше чем на 20, ещё и с детьми. Те самые простые люди, за смерти которых им доплачивали», — вторит ей другая.
При этом ни под одним подобного рода постов нет слов в поддержку тех, кто еще недавно вытаскивал людей с того света.