Спустя сутки после самого сильного за последние 22 года обострения конфликта в Нагорном Карабахе главным становится вопрос: что это было? Из рассуждений экспертов на эту тему складывается достаточно четкая мысль — в данный момент полномасштабная война в регионе не выгодна никому — ни непосредственным участникам конфликта, ни более крупным внешним силам, которые теоретически могут за ними стоять. Скорее всего, пока что случившееся можно определить термином «разведка боем». При этом с уверенностью назвать инициатора инцидента до сих пор не представляется возможным.
Внутренние позиции
Очевидно, что ключевыми сторонами карабахского конфликта де-факто выступают Азербайджан и Армения, без поддержки которой непризнанная республика долго не продержится. При этом уже второй день Ереван и Баку обмениваются взаимными упреками, обвиняя друг друга в эскалации насилия и одновременно с упоением подсчитывая вражеские потери.
На самом деле нельзя сказать, что субботний инцидент на границе стал полной неожиданностью. Их количество растет уже не первый год. Так, в 2014 году Азербайджан впервые с момента заключения мирного договора сбил вертолет армии обороны Нагорного Карабаха. В декабре прошлого года впервые были использованы танки. О том, что конфликт можно считать размороженным, еще в январе 2016 года говорила «Ридусу» политолог Каринэ Геворгян. Она отмечала, что режим прекращения огня, подписанный в 1994 году, фактически нарушен: из крупнокалиберных орудий обстреливается не только территория самого Нагорного Карабаха, но и непосредственно Армении. Азербайджан, в свою очередь, выдвигал аналогичные претензии Еревану.
Но реальная война им сегодня просто не по карману: обе страны испытывают серьезные экономические трудности. Азербайджан, как и другие сырьевые государства, столкнулся с существенными проблемами из-за падения цен на нефть — в их числе девальвация национальной валюты и снижение уровня жизни населения. Армения же, по большому счету, особо хорошо после развала СССР и не жила. К тому же эскалация конфликта не выгодна Еревану и с политической точки зрения — его вполне устраивает сложившийся статус-кво. «Время работает на Ереван — чем дольше Нагорный Карабах будет вне фактического контроля Баку, тем меньше стимулов будет у международного сообщества признавать эту территорию частью Азербайджана», — отмечает на страницах портала «Эксперт-онлайн» политолог Геворг Мирзаян.
Внешние позиции
Если говорить о глобальных политических играх, выходящих за рамки отдельно взятой «горячей точки», наиболее логичной выглядит версия о попытке втянуть Россию в этот вооруженный конфликт. Расчет на то, что в случае нападения на Армению России придется встать на ее защиту в рамках ОДКБ.
Главным интересантом данного сценария видится Турция. Отношения Москвы и Анкары как никогда далеки от дружелюбия. Зато Турцию связывают давние теплые и тесные связи с Азербайджаном, и она имеет весьма существенное влияние на политику Баку. А мотивом может выступать не просто желание насолить Москве, но и отвлечь ее внимание от Ближнего Востока вообще и Сирии в частности, создав очаги напряжения по периметру собственных границ России. При этом Анкара уже заявила о готовности поддержать Баку не только словом, но и делом, в случае дальнейшего обострения ситуации.
В том, чтобы отвлечь Россию не только от сирийского, но и от украинского вопроса, гипотетически заинтересованы и страны Запада, в первую очередь США. Но, вступив в войну с Россией, Турция как член НАТО может потянуть за собой и силы альянса. А такая глобальная заварушка ни США, ни ЕС сегодня ни к чему. «Ключевые игроки будут делать все возможное, чтобы это остановить, не в их интересах усложнение повестки дня при перегруженности другими вопросами», — сказал РБК Сергей Маркедонов, доцент кафедры зарубежного регионоведения и внешней политики РГГУ. К тому же Америка поглощена президентской предвыборной гонкой. Кроме того, Вашингтон, как и Москва, в равной степени заинтересован в поддержании хороших отношений и с Арменией, и с Азербаджаном.
Разведка боем
Эксперты обращают внимание на тот факт, что обострение конфликта случилось в момент отсутствия президентов Армении и Азербайджана Сержа Саргсяна и Ильхама Алиева в своих странах. Оба были в Вашингтоне на саммите по ядерной безопасности, куда их пригласил президент США Барак Обама. Там же находился президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган.
Не исключено, что именно с этим связаны военные провокации. Таким образом проверяется возможность оппонента сопротивляться и готовность его союзников включится в противостояние. В случае неудачи можно все свалить на какого-нибудь стрелочника-генерала.
Способствует такой «разведке боем» отсутствие независимых наблюдателей. «Обострение началось именно потому, что по линии соприкосновения нет надежных, независимых источников информации, присутствие которых предостерегало бы от таких брутальных действий», — пояснил РБК эксперт по политическим процессам в постсоветских странах Аркадий Дубнов.
В пользу данной версии говорит одноразовый характер акции. Пока что смертельный обмен «любезностями» не перерос в затяжные военные действия. И с учетом всех перечисленных обстоятельств есть надежда, что этого и не случится, по крайней мере, в ближайшем будущем.