Создание единой международной валюты Китая и ЕАЭС будет означать конец доллара и евро как резервной валюты. По сути, формируется восточный экономический блок, который по размеру заметно превысит экономику США. К тому же к новой валютной системе с большой вероятностью могут присоединиться и другие страны Центральной Азии, которые не входят в ЕАЭС, в частности Узбекистан, Азербайджан, Турция и Иран, считает член наблюдательного совета Гильдии финансовых аналитиков и риск-менеджеров Александр Разуваев.
«Это глобализация, но не в западном формате, когда они диктовали условия, а в рамках более или менее уважающего друг друга партнерства», — сказал он «Ридусу».У России в нем будет второе место после Китая, полагает эксперт, поскольку экономика КНР намного больше. Вместе с тем во всех этих структурах вес России будет больше, чем вес ее ВВП, прежде всего за счет сырьевой составляющей.
Аналитик допускает, что к этому блоку могут присоединиться и богатые арабские государства. В 1985—1986 годах США давили на них, чтобы обрушить цены на нефть и нанести удар по Советскому Союзу, и тогда у Штатов это получилось, а сейчас не вышло, отмечает эксперт.
По его словам, создание единой валюты — решение в чистом виде политическое, и по большому счету оно зависит от лидеров трех стран — России, Китая и Турции. Если они договорятся, технически все можно сделать достаточно быстро. А события вокруг Украины ускорят процесс. Заморозка половины золотовалютных резервов России — пример весьма наглядный. При этом у того же Китая больше триллиона в американских бондах, и он, вполне вероятно, может оказаться следующим.
Скорее всего, такая валюта сначала появится как цифровая, полагает Александр Разуваев. Будет использован опыт Народного банка Китая, который уже внедряет цифровой юань, да и Банк России тоже экспериментирует с цифровым рублем.
Основная часть платежей сейчас идет в безналичном виде, напоминает эксперт, так что наличные деньги уже не так важны. Но со временем и с ними что-то придумают, уверен он. Где будет находиться Центробанк, выпускающий единую валюту, пока сказать сложно, уточняет аналитик.
«В принципе, они правильно все делают. Я бы сделал еще какую-нибудь привязку, может, не напрямую, а через ценные бумаги к золоту. Я максимально поддерживаю эту идею. Чем быстрее она будет реализована, тем лучше. Это действительно конец однополярного мира в плане финансов», — заметил собеседник «Ридуса».На вопрос, зачем изобретать новую валюту вместо того, чтобы использовать в качестве резервной какую-то из уже имеющихся (тот же юань), эксперт ответил, что наднациональная валюта более приемлема с точки зрения сохранения суверенитета.