Кино

Конец света: семь вариантов того, как он наступит

30 681

В российский прокат одновременно вышли две картины, посвященные концу света. Одна из них так и называется - «Ищу друга на конец света», другая даже называет точное время исчезновения нашей планеты - «4.44. Последний день на Земле». Вероятно, такая активность связана с предчувствием декабря 2012 года, до которого осталось уже менее полугода. Хотя как тема для кинофильма Апокалипсис давно уже не является новинкой - Киноридус вспомнил еще несколько названий и сюжетов.

«Столкновение с бездной», 1998, реж. Мими Ледер. Угроза: комета из космоса

Кадр из фильма «Столкновение с бездной»

Молодой астроном находит в бездонном небе странную комету и сообщает об этом старшему коллеге. Тот делает вычисления и приходит к неутешительному выводу - через два года комета непременно столкнется с Землей. Узнав об этом, правительство в обстановке строжайшей секретности начинает обустраивать подземные пещеры, куда в случае чего сможет спрятаться миллион человек. Остальные, увы, обречены. Единственная их надежда – американо-российский экипаж, который на корабле «Мессия» отправляется к комете, чтобы попытаться изменить ее траекторию. Но и там всё идет не совсем так, как планировалось…

Обычно на этом месте стоит «Армагеддон» - фильм, где к Земле тоже лежит большой астероид, на который тоже отправляется команда спасателей человечества (отличия в деталях не столь существенны). Более того – 1998 год запомнился именно как год, когда большие астероиды пытались врезаться в Землю дважды, ведь «Армагеддон» вышел всего восемь недель спустя «Столкновения с бездной»! Однако есть существенное отличие: у Майкла Бэя все ведь закончилось более-менее хорошо – в то время как Мими Ледер позволила-таки случиться самому страшному. И хотя по части зрелищности ее фильм, быть может, в чем-то и уступает своему конкуренту, зато с точки зрения психологизма «Столкновение», разумеется, серьезно выигрывает. Поднятые фильмом вопросы, – например, что важнее: выжить или остаться с любимым человеком, – гораздо ценнее любого компьютерного спецэффекта.

«Послезавтра», 2004, реж. Роланд Эммерих. Угроза: ледниковый период

Кадр из фильма "Послезавтра"

Глобальное потепление неизбежно приведет к новому ледниковому периоду – утверждает именитый палеоклиматолог, но его (как всегда!) никто не слушает. Только смеются: как же так – от того, что становится теплее, холода быть не может! И тем не менее, ученый оказывается прав, ошибся он только в сроках – ибо замерзать всё начинает прямо сейчас. Правда, сперва природа слегка разминается: ужасающие торнадо, невероятный снегопад, огромные градины, - и только потом температура опускается до ужасающей, смертельной для человечества планки. Что, впрочем, не мешает спастись избранным нью-йоркским счастливчикам в Национальной библиотеке, а отцу одного из них, тому самому ученому, отправиться через всю страну сыну на выручку.   

Фильм, как водится, вызвал кучу вопросов. Однако главный из них состоит вовсе не в том, возможно ли подобное на самом деле (с тем, как мы относимся к природе, - всё возможно), а почему, оказавшись в библиотеке, выжившие жгут в первую очередь книги, а не мебель?.. Но разумеется, подобное брюзжание не заставляет нас перестать восторгаться этой завораживающей картиной. Яркое свидетельство всеобщей любви: награда зрителей MTV, полученная создателями фильма в 2005-м году за самый зрелищный эпизод – всем, безусловно, понравилось, как Эммерих щедрыми и безжалостными мазками разрушил Голливуд и вместе с ним весь Лос-Анджелес.

«Терминатор - 3. Восстание машин», 2003, реж. Джонатан Мостоу. Угроза: искусственный интеллект

 

Кадр из фильма "Терминатор 3: Восстание машин"

В связи с продолжением легендарной истории высказывались многие «за» и «против», кто-то был рад возвращению любимого героя, кто-то опечален тем, что новый фильм уступал по качеству прошлым. Тем не менее, финал поразил, наверное, и тех, и других: мы-то ведь думали, что всё обойдется, ан нет – не обошлось. Скайнет одержал показательную победу, но на заложенное в этом предсказание по-прежнему мало кто обращает внимания. А ведь даже наши мобильники ежесекундно отправляют куда-то информацию о том, где мы находимся в этот момент…В 1997 году Судный день не наступил – но Скайнет строит новые планы. Машинам помогли, как это часто бывает, сами люди: вместо того, чтобы уничтожить все программы и чипы, военные продолжили работу в своей секретной лаборатории. И доигрались: Скайнет запускает в компьютерную сеть зловредный вирус – и в назначенный час Х активирует всю технику, которую глупые людишки добровольно предоставили ему в полное распоряжение. Подросший Джон Коннор наивно думает, что успеет с помощью Терминатора всё остановить – однако у модели Е-850 иная задача. Его цель на сей раз – спасать не мир, а только главных героев. Всё остальное скрывается под грибами ядерных ударов.

«Знамение», 2009, реж. Алекс Пройас. Угроза: Солнце

Кадр из фильма "Знамение"

В 1959 году американские детишки дружно рисуют, каким им видится будущее – рисунки аккуратно уложат в капсулу времени, чтобы спустя пятьдесят лет уже новое поколение сравнило бы мечты с реальностью. Но среди обычных школьных рисунков находится и лист, полностью исписанный какими-то цифрами. Простой мальчик выбросил бы его и забыл, но так как герой – сын ученого, то он показывает бумагу папе. И тот делает довольно неожиданный и вместе с тем неутешительный вывод: цифры эти – сбывшиеся предсказания многих значительных катастроф, и впереди – еще три даты. Обещано, что в последней из катастроф погибнут все.

Довольно необычная картина – хотя бы потому, что обычно в такого рода фильмах ждешь все-таки более-менее счастливого финала и надеешься, что так или иначе, но всё обойдется, мало ли, что там какая-то девочка написала. Ан нет – солнечная активность не та штука, с которой человечеству позволено шутить, и для того, чтобы зрители окончательно это уяснили, авторы фильма недрогнувшей рукой ставят большую и жирную точку. И единственное, что здесь радует – так это то, что Николас Кейдж не избежал своей участи. Ведь если поразмыслить, выживи он один – что бы было?!.

«Меланхолия», 2011, реж. Ларс фон Триер. Угроза: столкновение с другой планетой

Кадр из фильма "Меланхолия"

Сперва – свадьба. Не совсем по любви, не совсем за того, и лучше было бы, конечно, если б ее не было. Во второй части, с первой вроде бы принципиально не связанной, члены семьи ждут, когда с Землей столкнется надвигающаяся на нее планета. Убежать некуда, остается только верить, что всё обернется. Спокойнее всех оказывается героиня Кирстен Данст, которую все принимали как раз за самую неуравновешенную – и вот тут более-менее становится понятно, для чего фильму нужна была его первая половина. А ведь действительно - пережив свадьбу, ко всему остальному относишься и правда философски: самое-то страшное уже случилось.

Любимый критиками и обласканный фестивальными жюри Ларс фон Триер использует вселенскую катастрофу лишь как повод пристальнее заглянуть в глаза и души героев. Его не интересует весь мир, перед ним только несколько человек – зато именно их реакция для режиссера бесценна. Камера следит за лицами, ловит каждый жест и порою даже замирает в рапиде, чтобы явственнее показать исключительную красоту проживаемого нами мгновения… Но в финале всех все равно расплющит.

Если фильмы со спецэффектами зарабатывают мировую кассу, то «авторский» взгляд на апокалипсис внутри отдельно взятой семьи отхватил кучу всяких престижных премий, главной из которых стал приз Европейской киноакадемии за лучший фильм 2011 года.

«Конец света», 1999, реж. Питер Хайамс. Угроза: сатана

Кадр из фильма "Конец света"

Что машины, что астероиды – это всё как-то по-детски. Сатана – вот кто уничтожит этот мир. Согласно пророчеству, он восстает в Нью-Йорке накануне Миллениума, чтобы вступить в брак со специально подготовленной для него девушкой. В новом тысячелетии она родит Антихриста – и настанут черные дни, дни печали и скорби. Про одно не подумал Князь тьмы – про то, что живет неподалеку мужик, похожий на Арнольда Шварценеггера. Зовут его Иерихон (по-американски - Джерико Кейн), при трагических обстоятельствах он потерял жену и дочь – и теперь решительно не хочет, чтобы на его глазах растерзали невинную девушку. Впрочем, в первую очередь растерзать ее хотят как раз служители церкви – так что герою приходится сражаться сразу на два фронта.

Вообще-то – исключение из нашего списка, попавшее сюда только из-за подходящего названия. Конечно, герой Шварценеггера справится и всех спасет (ценою собственной жизни, но наградой ему послужит долгожданная встреча с родными) – так что можно перевести дух и перестать бояться. Когда фильм выходил, то был охаян безжалостными критиками, хотя на самом деле – за что? Нормальное кино – и динамичное, и о душе подумать можно. Хотя самый страшный момент, который сейчас вспоминается, связан отнюдь не с Сатаной, а с внезапно выпрыгнувшей черной кошкой – простые приемы всегда эффективнее. Показательно, что фильм сильно недобрал при прокате в США, а вот в России по тем временам показал более чем приличную сумму: русские фанаты Шварца не сдают ни при каких обстоятельствах.

«2012», 2009, реж. Роланд Эммерих. Угроза: природные катаклизмы

Кадр из фильма "2012"

Земное ядро разогревается со всё возрастающей скоростью – и ученым очевидно, что той планете, которую мы знаем, осталось от силы несколько лет. Потом земная кора даст множественные трещины, придут в действие вулканы, начнутся землетрясения, которые вызовут цунами – и все будет залито водой. «Большая восьмерка» совместными усилиями начинает проект по строительству новых «Ноевых ковчегов», на которых смогут спастись 400 тысяч избранных счастливчиков. Для богатеев билеты продаются по цене один миллиард за штуку. Широкая общественность, как и герой Джона Кьюсака, узнает обо всем в самый последний момент.

Пожалуй, самое масштабное и впечатляющее уничтожение Земли в кино на сегодняшний момент – голливудские мастера постарались на славу. С технической его стороны, во всяком случае, так как ученые, разумеется, нашли в фильме огромное количество несоответствий именно с научной точки зрения. Но если не принимать мудрецов во внимание – все совершенно прекрасно. Вновь уничтожен Лос-Анджелес, стерты в пыль Гавайские острова, нету больше Рио-де-Жанейро и Ватикана, гибнет Индия и весь прочий мир… В планах создателей было еще и разрушение Мекки – но тут необузданная фантазия киношников вступила в соприкосновение с окружающей их действительностью, и собственная жизнь им оказалась дороже. 

Ну что ж, версии киношников, как именно погибнет Земля, приняты к сведению. Остается теперь как-то скоротать время до декабря. Чем займетесь?