Религия

Конфликт между РПЦ и Константинополем в вопросах и ответах

1 34675

Конфликт между Русской и Константинопольской православными церквями не оставил равнодушными даже неверующих и далеких от христианства людей. «Ридус» нашел ответы на самые часто задаваемые вопросы о том, что творится в православном мире.

Вопрос: Что вообще происходит?

Ответ: Самая влиятельная в православном мире церковь — Константинопольская — оспаривает у самой крупной в мире православной церкви — Русской — права на территорию Украины. Ситуацию осложняет активное участие в этом конфликте украинского правительства и тот факт, что многие украинцы не признают над собой духовной власти РПЦ.

Вопрос: Разве Константинополь до сих пор существует?

Ответ: После захвата Константинополя в 1453 году турками город стал частью Османской империи и был переименован в Стамбул, но как субъект церковного права Константинополь продолжил существовать. Административным центром Константинопольской церкви является Фанар — один из кварталов Стамбула, где находится резиденция Константинопольского патриарха. Каждый месяц на общее собрание, называемое Синодом, туда съезжаются епископы из многих стран мира, где действуют приходы этой церкви.

Вопрос: Почему Константинопольский патриарх называет себя Вселенским?

Ответ: Еще в древности, во времена Римской империи, все епископы договорились почитать за старшего епископа Рима, закрепив за ним «первенство чести» и особые права как приближенного к императору лица. Церковь тогда была едина и как бы охватывала «всю Вселенную». После великого раскола христианской церкви в 1054 году папа римский лишился всех своих прав на Востоке, включая право на титул Вселенского. Вместо него епископы признали старшим епископа Константинополя — столицы Восточной Римской империи (Византии), и титул перешел к нему.

Насколько широкими привилегиями обладает Константинопольский патриарх по сравнению со старшими епископами (митрополитами либо патриархами) других самостоятельных православных церквей — вопрос дискуссионный, знатоки церковного права спорят об этом по сей день, ссылаясь на каноны разных веков.

© wikipedia.org

Вопрос: При чем здесь Украина?

Ответ: В 1686 году Украинская митрополия, подчинявшаяся Константинополю, вошла в состав Российской православной церкви. После распада Российской империи на Украине неоднократно предпринимались попытки создать полностью автокефальную (независимую) православную церковь, эта идея не оставляла украинских националистов на протяжении всего XX века.

Религиозная организация Украинская автокефальная православная церковь (УАПЦ) появилась в 1920 году и просуществовала до 1930 года, пока не была ликвидирована большевиками, а затем возобновила работу в 1942—1944 годах во время фашистской оккупации Украины. При отступлении гитлеровцев представители УАПЦ эмигрировали, основав свои епархии в местах компактного проживания украинской диаспоры, в основном в США и Канаде.

Третий раз УАПЦ была провозглашена во Львове в 1989 году. Несмотря на многочисленные просьбы, остальные православные церкви мира ее так и не признали. Сегодня УАПЦ возглавляет бывший священник РПЦ Макарий Малетич. За переход к раскольникам он был лишен сана и отлучен от церкви.

В 1992 году в Украинской православной церкви Московского патриархата (УПЦ МП) произошел еще один раскол. Митрополит Киевский Филарет Денисенко потребовал у патриарха Алексия II автокефалии для Украины, получил отказ и отделился вместе со многими украинскими епископами, провозгласив себя патриархом Украинской православной церкви Киевского патриархата (УПЦ КП). За это Денисенко был лишен сана и отлучен от церкви.

© АР/ТАСС

По данным опроса, проведенного в ноябре 2016 года компанией Ukrainian Sociology Service при Институте социологии Национальной академии наук Украины, 39,4% опрошенных называли себя прихожанами УПЦ МП, 25,3% — УПЦ КП, 4,6% — УАПЦ. У первой около двенадцати тысяч приходов, у второй — примерно шесть тысяч, у третьей — около тысячи.

На протяжении 25 лет Филарет Денисенко и Макарий Малетич неоднократно просили Константинопольского патриарха Варфоломея выступить арбитром в их конфликте с РПЦ и снять с них анафему, но неизменно получали отказ, пока в 2018 году Варфоломей неожиданно не передумал. 11 октября Синод Константинопольской церкви постановил «восстановить» Филарета и Макария «до их иерархического или священнического звания», а их последователей «восстановить к общению с церковью». Таким образом, анафема с раскольников была снята, но вопрос об их статусе остался открытым. Денисенко это не смутило, и он публично заявил, что «был, есть и будет» патриархом Киевским.

Вопрос: Разве может патриарх одной церкви снимать анафему, которую объявляли в другой?

Ответ: Обычно не может, но патриарх Варфоломей, во-первых, отозвал грамоту 1686 года своего предшественника Дионисия IV о передаче Киевской митрополии под управление Московского патриарха, во-вторых, сослался на свою привилегию выносить решения по апелляциям от духовенства других церквей. Власти Украины, УПЦ КП и УАПЦ с радостью приняли эти решения, а в РПЦ их правомочность признать категорически оказались, обвинив Варфоломея в попытке стать «папой римским для православного Востока».

Синод РПЦ на заседании в Минске 15 октября прекратил евхаристическое общение с Константинопольской церковью. Это означает, что причащаться в храмах Константинопольского патриархата членам РПЦ теперь нельзя. Причастие является основополагающим таинством любой православной церкви, поэтому столь радикальный шаг глубоко волнует верующих. В РПЦ есть сторонники совсем крайней меры — объявить патриарху Варфоломею анафему и добиваться его низложения, однако на официальном уровне такой шаг пока не обсуждался.

© Emrah Gurel/AP/TASS

Вопрос: Как разобраться, кто прав, а кто нет?

Ответ: В православной церкви есть конечная инстанция для решения любых вопросов — Вселенский собор с участием предстоятелей всех канонических автокефальных церквей мира (которых в настоящее время с точки зрения РПЦ насчитывается пятнадцать), либо их полномочных представителей. Проблема в том, что право созывать Вселенский собор принадлежит Вселенскому патриарху. В этой ситуации важна солидарная позиция остальных церквей, поскольку отдельные мнения Варфоломей может игнорировать.

Решительно в поддержку РПЦ уже высказались Сербская и Антиохийская церкви. Высказали пожелание коллективно решить вопрос об автокефалии для Украины предстоятели Александрийской и Польской церквей. Остальные либо заявляют о своей озабоченности, либо взяли паузу на размышление. Во многих странах в поддержку Москвы горячо выступают один или несколько архиереев, но без поддержки своих Синодов и предстоятелей их голоса остаются лишь частным мнением. С другой стороны, остальные церкви в поддержку Константинополя открыто пока не высказывались.

Вопрос: Почему все ждут от Константинопольского патриарха томос?

Ответ: В церковном праве самые важные решения принято оформлять документально, поэтому дарование автокефалии ожидается в форме томоса, то есть письменного послания. Томос об автокефалии не направлен на Украину хотя бы потому, что формально получать его некому: УПЦ МП переход Украины обратно в юрисдикцию Константинополя не признаёт, автокефалии не просит, а если бы и просила — то у Московского, а не Константинопольского патриарха. УПЦ КП и УАПЦ, несмотря на снятие анафем с их лидеров, как отдельные самостоятельные церкви никем, кроме своих последователей, не признаны, даже патриархом Варфоломеем.

© ИТАР-ТАСС/Интерпресс

Ожидается, что все сторонники идеи получения автокефалии от Константинопольской церкви в скором времени соберутся на собор, учредят новую украинскую церковь в составе Константинопольского патриархата, выберут себе предстоятеля и лишь затем получат от Варфоломея томос об автокефалии. Кто именно соберется на этот собор, кого выберут и как скоро получат — на сегодняшний день на Украине волнует всех. Будут ли на этом соборе «перебежчики» из УПЦ МП, тоже интрига.

Вопрос: Какую роль во всем этом играет президент Петр Порошенко?

Ответ: Петр Порошенко играет в истории с автокефалией для Украины одну из главных ролей: именно он весной 2018 года вновь поднял этот вопрос, заручился поддержкой депутатов Верховной рады, и все вместе они направили патриарху Варфоломею просьбу вернуться к рассмотрению вопроса, которая была удовлетворена. Также президент пообещал оказать содействие в организации собора и обеспечить безопасность в стране, удержав население от столкновений на почве религиозных разногласий.

Самые древние и важные храмы и монастыри Украины по закону принадлежат государству, именно власть будет решать, общине какой церкви передать в пользование то или иное здание. Кроме того, обещание добиться для Украины автокефалии можно рассматривать как часть предвыборной программы Порошенко. Его первый президентский срок истекает в начале следующего года.

© Петр Сивков/ТАСС

Вопрос: Что теперь будет с Русской православной церковью?

Ответ: С точки зрения повседневной жизни православных общин в России перемены будут почти незаметны. В РПЦ продолжат почитать греческие святыни, читать греческие молитвы и книги, но с 15 октября совместная молитва, причастие и все остальные церковные таинства в храмах Константинопольской церкви оказались под запретом. В России таких храмов и нет, но они есть в Турции, Евросоюзе, США, Канаде и других странах, куда наведываются российские туристы.

В каждом конкретном случае вопрос о принадлежности храма за границей придется выяснять самостоятельно. Так, большая часть Греции относится к Элладской православной церкви, с которой РПЦ отношений не разрывала, но некоторые территории — к Константинопольской, в том числе популярные у россиян Родос, Кос и остальные острова архипелага Додеканес. Во многом лишились смысла поездки на Афон, который тоже находится в юрисдикции Константинополя. Православные мужчины едут туда не только поклониться святыням, как в Ватикан или итальянский город Бари, но и за новым духовным опытом, который без молитвы с афонскими старцами представить себе трудно. Впрочем, в Московской патриархии подчеркнуто воздерживаются от жестких заявлений в отношении Афона.

Ситуация может еще более осложниться, если другие церкви в будущем признают создаваемую на Украине автокефальную церковь и допустят ее духовенство до богослужений на своей земле. Тогда члены РПЦ будут вынуждены отказаться от участия в таких богослужениях, поскольку церковные каноны запрещают молиться с раскольниками. Особенно трудно будет найти выход из ситуации в местах общего поклонения главным христианским святыням, например в Иерусалиме, но этого пока не произошло.

© wikipedia.org

Вопрос: Чем все это закончится?

Ответ: Этот вопрос «Ридус» задал заместителю председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Вахтангу Кипшидзе.

«Текущая ситуация является кризисом, и кризис этот может быть разрешен только посредством объединения усилий всех поместных православных церквей, который обладают равными правами в области принятия решений. Призыв дать оценку постановлению Константинопольского патриархата содержится в заявлении Русской православной церкви. Мы полагаем, что разрешение этого кризиса возможно путем диалога и восстановления нормального взаимодействия внутри сообщества православных церквей. Мы не можем прогнозировать, как это взаимодействие будет развиваться, но молимся и верим, что такое будет возможно», — пояснил Кипшидзе.

«Синодальное решение запрещает клирикам, епископату и мирянам участвовать в евхаристическом общении с Константинопольским патриархом, который вступил в общение с так называемым патриархом Филаретом Денисенко — его мы считали и продолжаем считать раскольником. Что касается святынь и чтимых образов, которые хранятся в храмах и монастырях Константинопольского патриархата, то отношение к ним остается неизменным», — отметил представитель РПЦ.

«Некоторые представители общественности заявляют, что в православной церкви якобы образовался раскол. Мы считаем, что это не так, потому что большинство православных церквей мира продолжают оставаться в евхаристическом общении и составляют единство. Лишь одна церковь больше не находится в таком общении с Русской православной церковью, поэтому говорить о сложившемся кризисе как о расколе неверно», — заключил Вахтанг Кипшидзе.