Общество

Конфликт на Патриарших: как раскалывается российское общество

9 3232

Уже несколько месяцев в Москве не затухает конфликт вокруг Патриарших прудов, но получил он относительно широкую огласку лишь на днях. Вкратце суть истории такова. За последние годы в знаменитом «булгаковском» районе столицы появилось множество ресторанов и баров, которые облюбовала молодежь. Оживленная ночная жизнь пришлась не по душе местным жителям, и они начали активно бороться с шумом. Сначала возмущенными постами в социальных сетях, потом обращениями к городским властям. Призыв, подкрепленный личной встречей представителей «патриаршей» общественности с представителями мэрии, был услышан, и точкам общепита в этом отдельно взятом районе запретили работать после 23.00.

Однако конфликт оказался не исчерпан. Попытка журнала «Афиша» разобраться в ситуации на круглом столе с участием некоторых местных жителей лишь усилила накал страстей. Теперь возмутилась общественность, задетая рядом громких цитат, прозвучавших в ходе обсуждения. Москвичей, живущих за пределами района, обозвали «саранчой» и «шариковыми», которые приезжают «гулять» на Патриаршие пруды из Бирюлево и гадят в подъездах. «Саранча» тут же отреагировала шквалом ехидных комментариев в социальных сетях.

Очевидно, что «гулять» на Патриарших могут позволить себе люди, по своему материальному положению явно недалеко отстающие от местных жителей. Но данный конфликт, вышедший на уровень публичной дискуссии, невольно поднимает тему социального неравенства. В кризис оно растет, напоминает генеральный директор Всероссийского центра уровня жизни Вячеслав Бобков, а в Москве расслоение общества намного сильнее, чем в целом по стране. «Безусловно, эта проблема должна быть изучена, потому что такие проблемы могут незаметно привести к большому социальному конфликту», — говорит он.

1 © Алексей Мальгавко/РИА Новости

В России в целом, по оценкам ВЦУЖ, примерно 55% населения относится к нижним слоям, которые в лучшем случае едва сводят концы с концами. На верхней границе этой страты те, у кого так называемый социально-приемлемый потребительский бюджет (три прожиточных минимума на каждого члена семьи, в каждом регионе цифра своя). Эти средства позволяют удовлетворять минимальные потребности.

Еще примерно 30% - это слой, который имеет доходы выше социально-приемлемого потребительского бюджета, но ниже бюджета среднего достатка. То есть, это люди, которым, условно говоря, хватает на еду, оплату ЖКХ, другие обязательные расходы, и еще что-то остается на одежду и развлечения, но они вряд ли смогут накопить на квартиру в течение нескольких лет. Далее следует средний класс с доходом от семи прожиточных минимумов на каждого члена семьи — это порядка 6−7%. И 2−3% остается на самый верхний слой.

При этом, если по стране в целом доходы 10% наиболее и наименее обеспеченных людей различаются примерно в 17 раз, то в Москве этот показатель — больше 30. Высокое неравенство — это вообще проблема мегаполисов. Но в столице она особенно заметна, так как здесь сосредоточена большая часть финансовых потоков.

Вполне закономерно, что люди с высокими доходами стараются отгородиться от менее обеспеченного окружения и по мере роста благосостояния переселяются в более престижные районы. Различие видно даже в метро. Публика на ветке, ведущей к «Выхино», заметно отличается от той, что едет по направлению к «Университету». Даже обстановка в поездах совсем другая. Это неизбежное следствие капитализма: в Париже тоже есть целые кварталы бедняков и мигрантов.

«Естественно, происходит разделение и по признаку "коренной — не коренной житель", и по признаку доходов, и по признаку образования, и по признаку религии. Сегодня дифференциация достаточно сильная, существует взаимная неприязнь безусловная», — констатирует эксперт. Усугубляет ситуацию отсутствие чувства справедливости в распределении доходов. Одно дело — знать, что большие деньги заработаны собственным трудом, умом, талантом, а другое дело — понимать, что они просто сворованы или получены в качестве мзды.

2 © Global X / flickr.com

С другой стороны, идет обратный процесс — в мегаполисе происходит своего рода мини-глобализация, неизбежное смешение людей различных социальных групп. Этому способствует развитие городского транспорта, делая более доступными центр столицы и соседние районы. Тут, кстати, возникает и проблема большой Москвы. Новые территории необходимо интегрировать в столицу не только с технической точки зрения, но и с социальной.

«Это разные микро-культуры. Там была практически сельская жизнь, а здесь городская, — причем, городская мегаполиса. С одной стороны, мы интенсивно строим всякие станции и прочее — и это хорошо. Но, с другой стороны, это перемешивает население совершенно разных слоев, культур», — отмечает Вячеслав Бобков. Уклады деревни, поселка городского типа, маленького и большого города весьма существенно отличаются друг от друга, добавляет он. Необходимо проводить воспитательно-образовательную работу как среди детей, начиная с детского сада, так и среди взрослых. Но пока этой проблеме уделяется недостаточное внимание, полагает эксперт.