Удар ВВС Турции по российскому бомбардировщику Су-24 поделил историю российско-турецких отношений на «до» и «после» 24 ноября. Два месяца назад, когда президент Реджеп Тайип Эрдоган приезжал в Москву, он позиционировал Турцию как особо перспективного экономического партнера России в условиях международных санкций, причем выгода носила обоюдный характер.
«Напряженность между Западом и Россией из‑за украинского кризиса может открыть новую эпоху и задать новые параметры в турецко-российских отношениях», — писало в августе турецкое издание Journal of Turkish Weekly.
По прогнозам самого Эрдогана, товарооборот России и Турции к 2023 году должен был достичь $100 млрд (в три раза больше, чем сейчас). Атака ВВС Турции и убийство российских военнослужащих, которые Владимир Путин назвал ударом в спину от пособников терроризма, могут не только поставить крест на планах расширения двусторонней торговли, но и грозят разрывом экономических связей, сообщает деловая газета РБК.
«Товарооборот России и Турции в 2014 году составил $31 млрд, за девять месяцев 2015 года — $18,1 млрд, из которых $15 млрд — это российский экспорт в Турцию (импорт турецких товаров составил чуть более $3 млрд). А с учетом торговли услугами (в том числе услугами для туристов. — Прим. „Ридус“) российско-турецкие показатели еще выше: например, в 2014 году оборот товаров и услуг составил почти $44 млрд», — приводит статистику издание.
На экономической карте Турции важное место занимают российские бренды. Эта страна — второй после Германии рынок сбыта для «Газпрома». Крупным игроком на турецком топливном рынке является ЛУКОЙЛ. «Интер РАО» в 2012 году за $67,5 млн приобрела 90% акций газовой электростанции Trakya Elektrik. «Атомстройэкспорт» заключил договор о строительстве в Турции АЭС «Аккую» стоимостью $20 миллиардов. Группа ГАЗ Олега Дерипаски совместно с местным партнером Mersa Otomotiv с октября 2014 года собирает в Турции «Газель Next». С 2011 года в Турции работает «Яндекс» — это первая страна за пределами СНГ, на чей рынок решила выйти компания. Турция — стратегический рынок еще и для Сбербанка, который еще в 2012 году за $3,5 млрд он выкупил почти 100% турецкого DenizBank.
Накануне президент Реджеп Тайип Эрдоган прокомментировал удар ВВС своей страны по российскому бомбардировщику Су-24. По его мнению, Турция просто защищала свои границы и всеми силами старалась избежать подобного развития событий: за пять минут пилоту Су-24 якобы было сделано десять предупреждений о приближении к границе, после чего он был сбит турецким F-16.
Президент России Владимир Путин также дал оценку действиям Турции, назвав произошедшее с российским Су-24 ударом в спину. По его словам, «нам нанесли удар в спину пособники терроризма».
24 ноября ВВС Турции сбили якобы нарушивший ее воздушное пространство российский самолет Су-24. В Интернете появились видео и фото с места крушения бомбардировщика. В Минобороны РФ подчеркнули, что Су-24 находился исключительно на территории Сирии. Известно, что один пилот бомбардировщика погиб, судьба штурмана неизвестна. Также погиб морской пехотинец-контрактник с российского вертолета, который вылетел на поиски пилотов Су-24 и был атакован стрелковым оружием с земли. Подробно с событиями того дня можно ознакомиться в трансляции «Ридуса».
Читайте также: