Экономика

Конфликт с Киевом навредит российской экономике

4 3487

Российской экономике все настойчивее предсказывают светлое будущее. Вслед за агентством Bloomberg, которое на прошлой неделе заметило, что она показывает все больше признаков оживления, свой прогноз, еще более оптимистичный, обнародовал Внешэкономбанк. Его аналитики полагают, что ВВП России может продемонстрировать рост уже в третьем квартале 2016 года.

«Основным фактором оживления, скорее всего, станет сельское хозяйство, где ожидается рекордный уровень урожая зерновых. Динамика сельского хозяйства может обеспечить в третьем квартале дополнительный прирост ВВП на 0,2−0,3%, однако эффект будет временным и исчерпается к концу года», — говорится в макроэкономическом прогнозе ВЭБ на 2016−2020 годы. Для более устойчивого роста потребуется увеличение цен на нефть, и ожидать этого можно не ранее 2017 года, отмечают специалисты банка.

ВЭБ прогнозирует, что в третьем квартале с очисткой от сезонности экономика РФ может вырасти на 0,2% в квартальном выражении, при этом в годом выражении показатель снизится на 0,5%. В четвертом квартале ожидается спад на 0,1% в квартальном выражении, и на 0,4% в годовом. В целом по году ВЭБ предсказывает снижение ВВП на 0,7%. Прогноз Минэкономразвития — спад на 0,2%.

Но ухудшение отношений с Украиной может затормозить процесс восстановления российской экономики, полагают в рейтинговом агентстве Moody’s. «Если военный конфликт продолжит обостряться, недавние достижения РФ в экономике могут обернуться вспять. В том случае, если столкновения начнутся на территории Крыма и интенсифицируются в Донбассе, международные санкции, вероятно, ужесточатся и будут продлены, это возобновит бегство капитала и ослабит курс рубля, что в итоге поставит под угрозу экономическое восстановление РФ», — цитирует РИА Новости аналитиков агентства. И это также негативно отразится на кредитном рейтинге страны, добавляют они.

1 © Александр Полегенько/РИА Новости

Директор аналитического департамента «Альпари» Александр Разуваев полностью согласен с ВЭБ и скептически относится к прогнозам Moody’s. После спада на 0,6% во втором квартале текущего года очень легко можно выйти в легкий плюс, особенно на фоне дефляции и восстановления потребительской и инвестиционной активности, отмечает он. И только масштабная война может остановить этот процесс, словесные перепалки и незначительные перестрелки никак на него не повлияют. А война в Крыму, по мнению эксперта, вряд ли возможна, потому что она быстро переместится куда-нибудь в район Киева.

Конечно, в случае серьезного обострения ситуации рынки сильно просядут, и даже не исключено ужесточение санкций, но чисто формальное, потому что Запад сделал уже все, что мог сделать относительно безболезненно для себя, считает эксперт. Он также отмечает, что рейтинговые агентства сильно ангажированны, и к их словам не стоит относиться слишком серьезно.

«Я часто привожу такой пример: когда Римская империя бурно развивалась, были Пунические войны и восстание Спартака, но при этом экономика и торговля тоже бурно развивались, потому что когда жажда наживы толкает людей на развитие бизнеса, они толерантны к рискам. У нас все-таки экономическая система, с одной стороны, достаточно либеральная, а с другой, есть, куда расти — и уровень жизни средний по мировым меркам, и т. д. Поэтому, если не будет чего-то совсем страшного, российская экономика расти будет», — резюмирует Разуваев.

С экономической точки зрения для России важнее не столько влияние секторальных санкций, сколько ситуация на сырьевом рынке, добавляет президент Центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов. «Основная часть притока спекулятивного капитала, например, сейчас на российский фондовый рынок обусловлена ситуацией с российским рублем. Ни секторальные санкции, ни отношения с Киевом этому не мешают. Поэтому завязывать развитие российской экономики исключительно на демонтаж санкций было бы достаточно опрометчиво», — считает он.

2

По словам эксперта, от ухудшения отношений Киева и Москвы больше страдает украинская экономика, в частности, от российского эмбарго, которое опосредованно связано с секторальными санкциями. Закрытие российского рынка сильно ударило, например, по молочной продукции, металлургии, сельскому хозяйству.

С экономической точки зрения Киеву, конечно, были бы выгодны стабилизация отношений, дезавуирование конфликта и выход на какие-то долгосрочные экономические договоренности, но политика в данном случае является определяющей, отмечает аналитик.

Он полагает, что именно президенту Украины Петру Порошенко выгодно обострение внешнеполитической ситуации, чтобы отвлечь внимание электората от внутренних экономических проблем, потому что в ближайшее время он вряд ли сможет кардинально исправить положение в экономике, а на фоне жестких требований МВФ и снижения рейтинга основных институтов власти очень серьезно укрепляются позиции радикальных партий.

«Ухудшение экономической ситуации без какого-то серьезного политического выхлопа внешнего очень серьезно бьет по позициям Порошенко, — поясняет Абзалов. — Можно сказать, что Порошенко качество экономики в долгосрочной перспективе меняет на внешнее обострение».

Обостряя отношения с Москвой, украинский президент зарабатывает себе политические очки, считает эксперт. Переводя стрелки в область внешних угроз, он может частично мобилизовать электорат и выбить электоральную почву у радикалов, которые на фоне ухудшения экономической ситуации обвиняли бы правительство в неэффективности экономических реформ.

Но пока маневр Киева принципиально ситуацию не меняет. Эта схема будет работать только в том случае, если будет однозначно доказана вина Москвы в эскалации напряженности, чего нет, и если Европа поддержит данную позицию, а этого тоже не происходит, констатирует Абзалов. Москва последовательно выступает за реализацию минских соглашений и столь же последовательно обвиняет Киев в том, что он саботирует данный процесс, а потом вдруг резко решает провести какие-то мероприятия, которые эти соглашения бы сорвали… «Это выглядит несколько нелогично, и в Европе это понимают», — резюмирует эксперт.