Официальные спикеры никогда не признают, но Россия продолжает играть роль в политике соседних государств. Она не отличается в этом от своих американских партнеров, чье влияние на происходящее в парламентах и правительственных кабинетах во многих странах остается той тайной, которая время от времени становится явной.
Было бы вовсе странно, если Москва позабыла о том, что происходит в непосредственной близости от ее границ, в бывших союзных республиках.
Пожалуй, главная причина нынешних российских неурядиц с Западом и США – это конфликты с собственными соседями.
Главным источником тревоги для Москвы является, несомненно, Украина, но затяжной кризис в отношениях с Грузией тоже дорого обошелся на международной арене.
Это вполне осязаемо.
Когда в ООН и прочих международных организациях Грузия и прочие бывшие республики СССР объединяются против Москвы и подбивают на это западных партнеров, то один российский голос противостоит множеству недоброжелателей. И это немало влияет на общественное мнение и на умы правителей.
Попытки России влиять на грузинскую политику включали в себя поддержку кандидатуры Михаила Саакашвили на пост президента в 2003 году. Это также – помощь нескольким мелким группам маргиналов, тяготеющих к советскому прошлому.
В Грузии есть определенный процент сторонников Сталина и также ультраправославных, тяготеющих к Москве.
В ходе предыдущих выборов в парламент Грузии в 2016 году была предпринята попытка сформировать независимый список политиков разных политических направлений, но готовых к конструктивному диалогу с Россией.
В роли лидера фигурировал однокашник главного человека Грузии – миллиардера Бидзины Иванишвили – Тамаз Мечиаури. Рядом с ним можно было обнаружить почитателя Гамсахурдии Сандро Брегадзе, композитора Джемаля Сепиашвили и Ию Метревели, чей сын погиб в одной из демонстраций против произвола Саакашвили.
Это закончилось очень плачевно.
Все персонажи жесточайше переругались между собой. Московским друзьям пришлось констатировать полное фиаско.
Параллельно российские структуры начали работать с экзотической партией «Альянс патриотов Грузии».
Лидером «патриотов» является Давид Тархан-Моурави, служившим главой таможни в пору правления Шеварнадзе.
Вторым лицом в партии считается журналистка Ирма Инашвили, завоевавшая себе авторитет в годы войны в Абхазии, ход которой она освещала от начала и до конца.
Тархан-Моурави подчеркивает везде, что происходит из княжеского рода. Однако он удивил своих соотечественников, когда заявил в ходе выборов три года назад, что является одновременно потомков царя Давида и пророка Мухаммеда. Он стал притчей во языцех.
«Альянс патриотов Грузии» получил шесть мандатов (из ста пятидесяти) в нынешнем парламенте. С тех пор фракция находится в состоянии затяжного кризиса: расколы и переход в другие фракции. Однако основное звено продолжает парламентскую деятельность.
Сам Тархан-Моурави много лет занимается топливным бизнесом с Россией. Это помогает ему финансировать собственный телеканал «Объективи», являющийся важной подпоркой для движения.
Последние два года в Москву часто приезжают два депутата от фракции – Георгий Ломия и Ада Маршани. Они создали вместе с председателем комитета Госдумы по делам СНГ Леонидом Калашниковым неофициальную межпарламентскую группу, в которую входили с грузинской стороны только члены этой небольшой фракции.
Однако еще более ценными для них были узы сотрудничества с начальником Управления Президента по межрегиональным культурным связям с зарубежными странами Владимиром Александровичем Черновым. Этот контакт с высокопоставленным российским чиновником стал главным козырем для «Альянса патриотов».
История поддержки Москвой этой политической партии будет еще неоднократно разбираться «наверху». Она относится к категории неудачных решений российских чиновников при выборе партнеров за рубежом.
Казалось бы, подобное движение должно было громогласно отстаивать важность для Грузии добрых отношений с Россией именно в те дни, когда оппозиция в лице приспешников Саашвили начала вести дичайшую антироссийскую кампанию. Увы, в пору кризиса они оказались вовсе неэффективны.
Но это полбеды.
В своем выступлении на собственном телеканале сами лидеры «Альянса патриотов» позволили себе враждебные и дезавуирующие высказывания в адрес России, после которых справедливо будет задать вопрос: «Доколе наступать будем на те же грабли»?
На этой записи Тархан-Моурави отвечает тем, кто обвиняет его и соратников в «пророссийском грехе». Он отвечает: «Слухи пошли, что мы едем в Москву. Да никуда мы не едем. Первого июля была запланирована встреча Ирмы Инашвили с Председателем парламента России. Прямо говорю: ставился вопрос о снятии виз».
Как известно, россияне могут въезжать в Грузию без виз, а граждане Грузии должны получать визы для въезда в Россию. Многие грузинские общественные деятели обращались в прошлом к властям России с просьбой отменить визы.
А далее лидер «Альянса патриотов» сказал все, что думает о России: «Мы прямо говорим России: «Мы на вас не нападем, а вы отстаньте от нас». Мы здорово поработали... Начался новый процесс. Но сейчас все испорилось, и ничего не будет. Любовь к Родине и борьба за Родину – это не просто разговоры! Это конкретные действия, чтобы принести пользу, вернуть ей территории. Это значит: обмануть врага! Этих оккупантов надо обманывать. Это умный подход!»
Иными словами, Тархан-Моурави прямо называет Россию врагом и оккупантом, которого надо обманывать.
И еще: «Оккупант – это Россия, братья. Я первым придумал этот термин».
Хочется задать вопрос российским партнерам фракции «Альянс патриотов Грузии», в чем они видят различие между этими партнерами и Национальным движением Саакашвили?
И это не праздный вопрос.
Восстановление добрых отношений с бывшими странами СССР – важнейшая задача, стоящая перед Россией. Пожалуй, путь к успеху начинается с умелого выбора партнеров. Чтобы со временем они превратились в добрых друзей. И не называли Россию врагом и оккупантом.