Местом проведения третьих «Бердяевских чтений» неспроста была выбрана Калининградская область. Регион является российским эксклавом, возникшим на территории Восточной Пруссии.
В результате Семилетней войны Кёнигсберг ненадолго вошел в состав Российской империи на период 1758—1762 годов, была даже налажена чеканка монет Прусской губернии. Во второй раз под власть Москвы город попал после Второй мировой войны. По решению Потсдамской конференции, из области были выселены все немцы — как ни странно, в данном случае не советы настояли на столь радикальных мерах. Регион был заселен заново.
Как следствие, после развала Советского Союза у жителей возникла проблема самоидентификации: мы русская часть Европы или мы Россия? Дилемму решили соседние страны, большинство жителей которых заносят калининградцев в категорию «ваты».
Но вопрос общерусской индентификации не снят: кто мы? Являемся ли мы частью Европы? Видит ли Европа у нас общие цивилизационные начала? Этот вопрос был вынесен в заглавие бердяевского форума «Россия и Европа: диалог о ценностях в пространстве цивилизации», организованного фондом Институт социально-экономических и политических исследований (Фонд ИСЭПИ).
В этом году к площадке впервые примкнули консервативные интеллектуалы из Европы и США, так что разговор вышел разносторонним, а дискуссия еще более насыщенной.
Вопросов и тем на форуме обсуждалось великое множество. Главные из них: что может предложить русская консервативная мысль самой России и что Европе.
По словам завкафедрой общей политологии Высшей школы экономики Леонида Полякова, под брендом «Бердяевские чтения» постепенно складывается сообщество консервативных публицистов, интеллектуалов, людей, которым хочется понять, что такое современный российский консерватизм, какова его основа в прошлом, каковы основания на то, чтобы выступать в качестве мировоззренческого базиса современного российского общества.
Сегодня русская консервативная традиция утрачена, она осталась в XIX веке. Но у нас есть труды таких философов, как Николай Бердяев, Иван Ильин, Константин Леонтьев и многих других. «Бердяевские чтения» собрали интеллектуалов стремящихся к реставрации русского консервативного культурного наследия, в том числе, на основе идей и работ русских консерваторов прошлого. Людей, которые полагают, что именно консерватизм дает огромному количеству россиян и других представителей Русского мира идентифицировать себя, понять кто они такие в прошлом, почему они здесь и чего хотят от будущего.
Не меньший интерес представили обсуждения общих вызовов, стоящих сегодня перед Россией и Европой. В первую очередь, это стремительная утрата нарабатывавшихся веками европейских ценностей (таких как семья, в широком понимании вера, культурная однородность общества) и потеря культурного кода, в конце концов. В качестве носителей деструктивного начала назывались неолиберализм, глобализация, американский неоимпериализм с философией вмешательства во внутренние дела других государств, наднациональный проект брюссельской Европы.
Неожиданно резко выделилась тема возможного сотрудничества России и Франции в борьбе за сохранения этих ценностей. Ее задал блестящий доклад профессора Национального института восточных языков и международных исследований INALCO (Париж, Франция) Андрея Рачинского о недооцененной фигуре «царя царей» Александра I, создателя «Священного союза», объединившего Европу на базе Евангелия.
Углубил эту линию французский политолог Эмманюэль Леруа, в прошлом - советник лидера набирающей популярность во Франции «Национального фронта» Марин Ле Пен. Он указал на силы, которые веками противостоят Франции и России, а сегодня ведут войну против традиционных ценностей. В России Эмманюэль Леруа видит не просто защитника общеевропейских ценностей, а единственную силу, способную их спасти.
Политолог уверен, что Парижу следует обратить внимание на позицию и действия Москвы, поскольку угрозы общие. Господин Леруа считает, что объединение усилий вполне возможно, поскольку, как и в России, во Франции растет запрос на идеи консерватизма.
в интервью «Ридусу» (в скором времени читайте на нашем сайте).
На форуме было затронуто великое множество интересных, злободневных и очень важных тем. В первый вечер работы форума прошло пленарное заседание, обозначившее направление работы и давшее возможность участникам познакомиться и побеседовать в неформальной обстановке. Второй день был отведен под последовательную работу трех секций. Историко-ретроспективная был посвящена истокам и смыслу европейского консерватизма. Актуальная - защите традиционных ценностей в России и Европе и силам, которые стоят на их страже, т.е. консерваторам. В частности, сходствам и отличиям российских и западных представителей консервативной мысли. Перспективная секция подняла вопрос традиций и образа будущего. На что опереться при построении этого будущего.
американский публицист, специалист по России
Пол Гренье.
Все полсотни участников получили возможность выступить, обозначить ту или иную грань консерватизма — очень широкой платформы, которая к тому же предполагает взаимодействие с другими идеологическими и мировоззренческими трендами, в том числе с либерализмом, национализмом и социализмом.
На работу трех секций ушел целый день, что дало каждому услышать каждого. Утром третьего дня интеллектуалы получили возможность подискутировать, дать оценку услышанному, парировать выступления коллег. Естественно, споры проходили и в кулуарах.
После окончания работы форума многие его участники указали, что в этом году «Бердяевские чтения» превзошли все ожидания. Во многом благодаря нетипичному для научных конференций формату, когда после пленарного заседания все расходятся по своим секциям, не имея возможности услышать, что говориться в соседних аудиториях. Здесь же было создано общее коммуникативное пространство между всеми участниками.
философ, политолог, публицист
Борис Межуев.
Довольны остались и организаторы форума из ИСЭПИ. «Бердяевские чтения», безусловно, продолжат собирать российских и зарубежных консерваторов. Следующий форум намечен на октябрь этого года. В беседе с корреспондентом «Ридуса» господин Леруа высказал мыль о том, что было бы здорово провести его в Париже.
Родион Михайилов.
Высказывались также пожелания провести чтения на Кавказе или Дальнем Востоке, которые, как и Калининград, являются весьма специфическими российскими регионами.