История Путешествия

Корона британской империи: как советский военный флот трижды «брал» Англию

1 27641

Облетевшая по несколько раз весь мир новость об уходе из жизни Елизаветы II, безусловно, по-человечески печальна, хотя наши отношения и переживают очередной кризис из-за позиции коллективного Запада.

Наверное, именно по этой причине и хочется вспомнить о другом — о трёх походах в Англию, совершённых кораблями ВМФ Советского Союза в разные годы, о некоторых малоизвестных событиях и о том, как это было связано с британской короной.

Первый поход в Англию

В 1937 году Советский Союз получил приглашение на участие в параде военных кораблей на внешнем рейде Портсмута — якорной стоянке в проливе Те-Солент между островом Уайт и берегом Хэмпшира, имеющей название «Спитхед» (Spithead). Ожидалось прибытие 160 кораблей из разных стран. Столь масштабное и торжественное мероприятие было связано с предстоящей коронацией Георга VI.

Выбор пал на линейный корабль Балтийского флота «Марат». Корабль был построен в Санкт-Петербурге на Балтийском заводе и принят в состав действующего флота в конце декабря 1914 года под наименованием «Петропавловск». Под этим именем он служил Отечеству до 31 марта 1921 года, позже был переименован. Переименование, вероятнее всего, было связано с участием экипажа в Кронштадтском восстании, по причине чего во времена Советского Союза об этом походе практически не вспоминали. После подавления восстания часть экипажа перешла в Финляндию, часть была репрессирована. Ну а «Марат» — вполне в духе того времени: в честь деятеля Французской революции XVIII века, который много лет проживал в Англии.

Командовал кораблём капитан 1-го ранга Вадим Иванович Иванов. Выпускник Морского корпуса, участник Первой мировой войны, начавший свой офицерский путь с младшего артиллерийского офицера линкора «Слава».

Линейный корабль «Марат» на внешнем рейде Портсмута (Спитхед) 17.05.1937 г.

Линейный корабль «Марат» на внешнем рейде Портсмута («Спитхед»), 

© Topwar.ru

По воспоминаниям участников этого похода, корабль прибыл в назначенную точку на Спитхедский рейд (именно это название по какой-то причине закрепилось во многих публикациях) в расчетное время и встал на два якоря способом «фертоинг» за 54 минуты! Столь высокая выучка моряков возрождающегося флота Советской России привела в восторг иностранную публику. Для сравнения: «карманный» линкор «Дойчланд» затратил более двух часов…

Последующая история корабля нам более чем известна: участие в Зимней войне с Финляндией и обороне Ленинграда. 31 мая 1943 года линкору было возвращено его прежнее имя «Петропавловск». В конце 1950 года он был переведён в класс учебных кораблей, а в 1953 году разобран на металл. Но вернёмся к теме статьи.

Коронация Георга VI и его супруги Елизаветы в качестве короля и королевы Соединенного Королевства и доминионов Британского Содружества состоялась в Вестминстерском аббатстве (Лондон) 12 мая 1937 года. Правление королевской четы продолжалось до 6 февраля 1952 года, то есть пришлось на Вторую мировую войну и послевоенное время. Король был сторонником политики умиротворения Германии и Италии, а в годы войны активно поддерживал курс правительства У. Черчилля на разгром стран фашистского блока.

Под патронажем королевы в Англии было организовано движение за оказание помощи Советскому Союзу, которое в 1942 году приобрело форму массовой политической кампании, а в последствии материализовалось в отношении Сталинграда (на выделенные средства была построена больница, переданы пять передвижных электростанций, 400 километров проводов и АТС на 10 000 номеров, оснащён госпиталь, закуплены медикаменты и так далее).

В 2000 году «за особые заслуги в организации помощи Сталинграду жителей Великобритании в период Второй мировой войны и развитии дружественных связей с Россией» леди Елизавета Боуз-Лайон была удостоена звания «Почётный гражданин города-героя Волгограда».

Нагрудный знак «Почётный гражданин города-героя Волгограда»

Нагрудный знак «Почётный гражданин города-героя Волгограда».

Георг VI скоропостижно скончался 6 февраля 1952 года, а престолонаследницей стала его дочь Елизавета II.

Второй поход в Англию

История практически повторилась. В начале 1953 года Советский Союз получил приглашение принять участие в параде по случаю коронации Елизаветы II. Для участия в этом мероприятии был назначен крейсер «Свердлов» под командованием капитана 1-го ранга Олимпия Ивановича Рудакова. Это был первый послевоенный официальный визит советского корабля на западноевропейскую военно-морскую базу.

Стоит отметить, что Олимпий Иванович принимал участие в походе линкора «Марат» в 1937 году в качестве курсанта. Москвичам и гостям столицы будет интересно узнать, что примерно в это время, будучи весьма видным молодым человеком, он был отобран и позировал при создании одной из скульптур, украшающих и сейчас станцию метро «Площадь Революции».

Скульптура матроса-сигнальщика на станции метро «Площадь Революции». Автор Матве́й Ге́нрихович Ма́низер.

Скульптура матроса-сигнальщика на станции метро «Площадь Революции». Автор — Матвей Генрихович Манизер.

© wikipedia.org

Крейсер «Свердлов» являлся новейшим кораблём советского флота послевоенной постройки (проект «68-бис»). На подготовку экипажа и корабля к этому походу ушло три месяца. Тем, кто когда-то принимал участие в таких мероприятиях или готовил корабль к боевой службе, нет необходимости рассказывать, на что уходит это время, и вот почему.

Для участия в морском параде по случаю коронации Елизаветы II собралось более 200 вымпелов. Кораблю предстояло сложное маневрирование в точку, обозначенную сигнальным буем с государственным флагом СССР. Но то ли специально, то ли по британскому разгильдяйству, когда крейсер вышел в зону якорной стоянки, его не оказалось. Тем не менее штурманские расчёты оказались правильными и корабль точно занял своё место в строю.

Наступил «момент истины» для боцманской команды, ибо опять предстояла постановка на якорь способом «фертоинг», который является особенностью именно этого рейда и очень редко применяется у нас. По действовавшим нормативам на выполнение этого манёвра отводилось 45 минут, но на глазах удивлённой публики советские моряки уложились в 12! Вот тут-то и пригодились те самые три месяца! Результаты фертоинговых постановок кораблей некоторых других стран известны: американский крейсер — два часа, французский — четыре часа, а завершения манёвров шведов устали ждать. Вот так, по-суворовски: тяжело в учении — легко в бою.

Крейсер «Свердлов» на внешнем рейде Портсмута (Спитхед) 1953 г.

Крейсер «Свердлов» на внешнем рейде Портсмута («Спитхед»), 1953 год.

© ships-not-tanks.ru

Это, конечно, был не бой в прямом смысле этого слова, но за сутки до выхода в море на крейсер прибыл военно-морской министр СССР адмирал Н. Г. Кузнецов. Проверяя корабль на готовность к выходу, он обратился к экипажу, сказав: «Вам поручено ответственное задание правительства, и, выполняя его, вы или поможете правительству делать политику, или помешаете. Выражаю уверенность в успехе вашего похода!»

После парада на британском флагмане был организован традиционный прием для высших офицеров. Однако приглашение получил и Олимпий Иванович, удостоившийся чести поприветствовать королеву в числе первых.

Фото адмиралов с королевской четой на память. О.И. Рудаков крайний справа.

Фото адмиралов с королевской четой на память. О. И. Рудаков — крайний справа.

© back-in-ussr.com

Вот так, чтобы победить, не обязательно стрелять из пушек. Результаты похода были высоко оценены руководством страны.

Третий поход в Англию

Этот поход не был связан с коронацией очередного монарха Британской империи, но имел важное значение в развитии отношений между нашими странами. Он был совершен в апреле 1956 года отрядом кораблей в составе крейсера «Орджоникидзе» и эсминцев «Смотрящий» и «Совершенный». На борту крейсера находилась делегация Советского Союза: первый секретарь ЦК КПСС Н. С. Хрущёв, председатель Совета министров СССР Н. А. Булганин, авиаконструктор А. Н. Туполев и академик-атомщик И. В. Курчатов.

А встреча с королевой всё же была.

По воспоминаниям Никиты Сергеевича Хрущёва (источник: virezkipress.ru/dir/1955_1956_borba_sssr), Елизавета II встретила нашу делегацию очень радушно и провела небольшую экскурсию по дворцу. А после пригласила всех на чай. За столом шёл обычный разговор, после которого остались такие впечатления: «Елизавета II — обычная женщина, жена своего мужа и мать своих детей. Такой она представилась нам, и такое у нас осталось впечатление. Голос у нее мягкий, спокойный, не претендующий ни на что особенное. Вопросы она ставила такие же, которые задает при встрече с советскими людьми любая иностранка».

Вот такая история…

Конечно, были и другие итоги этого визита. Но это уже отдельная тема. А для моряков были выпущены памятные знаки «За поход в Англию», ставшие прототипом знаков «За дальний поход».

Конечно, были и другие итоги этого визита. Но это уже отдельная тема. А для моряков были выпущены памятные знаки «За поход в Англию», ставшие прототипом знаков «За дальний поход».