Столица России приняла на себя основной удар коронавирусной инфекции: за последние сутки в Москве выявлено 595 новых случаев заражения, всего заболевших — 2475 москвичей. Столичный парламент принял закон о штрафах для нарушающих режим изоляции зараженных коронавирусом, а также тех, кто недавно прибыл из наиболее пострадавших от инфекции стран. Однако голосование в Мосгордуме было отнюдь не единогласным.
Фракция КПРФ в МГД проголосовала против введения штрафных мер в условиях карантина: по словам коммуниста Сергея Савостьянова, ограничительные меры являются «репрессивными». К коммунистам присоединились и депутаты партии «Яблоко».
Тем временем сотрудники Фонда борьбы с коррупцией активно критикуют введение властями мер по сдерживанию распространения коронавирусной инфекции в столице: Алексей Навальный и его соратник Леонид Волков называют предлагаемые столичной мэрией алгоритмы действий не иначе как «электронным концлагерем». Эти тезисы затем активно подхватывают авторы анонимных телеграм-каналов.
Глава Центра политического анализа, политолог Павел Данилин полагает, что ни столичные депутаты, ни блогеры толком не разобрались, о чем именно идет речь: штрафы и механизмы отслеживания передвижения вводятся не для всех москвичей, а только для тех, которые либо имеют подтвержденный диагноз, то есть представляют собой угрозу, либо находятся в изоляции из-за того, что контактировали с зараженными.
Эти меры предпринимаются в первую очередь для того, чтобы обеспечивать безопасность и здоровье жителей Москвы. Кстати, эти меры принимаются в том числе и для того, чтобы обезопасить самих заболевших, потому что недалек момент, когда могут начаться самосуды над такими людьми, как товарищ из Красногорска, который перезаражал всех врачей «скорой», а затем писал, как в больнице в Коммунарке все плохо, и какой у нас отвратительный режим, — напомнил эксперт в беседе с «Ридусом».
«Позиция, занимаемая КПРФ, „Яблоком“ и ФБК, является крайне неконструктивной, — продолжил Данилин. — Более того, она ретроградна. Надо понимать, что предложения Москвы могут быть использованы в будущем, но не для ужесточения мер, предпринимаемых в отношении обычных людей. К примеру те, контроль над передвижениями позволит не сажать тех, кто совершил какое-то нетяжкое преступление, а оставлять их на свободе».
По словам политолога, необходимо разработать правильные и разумные ограничения для вводимых мер. А панические заявления и подход «назло бабке отморожу уши» едва ли сойдет за политическую позицию.
Тем не менее эту позицию уверенно отстаивают депутаты столичного парламента. К примеру, депутат от КПРФ Елена Шувалова пыталась прорваться через охрану на входе здания Мосгордумы, отказываясь от проверки температуры.
Такую же тактику избрал однопартиец Шуваловой Павел Тарасов:
На входе в МГД пытались измерить мою температуру. И вчера и сегодня отказался, сегодня получил удивленно-возмущенный вопрос: «Почему?» Да потому, что имею право, медицинское вмешательство у нас исключительно добровольное, и делать показательное шоу с примерно нулевой результативностью — не самое разумное занятие, — объяснял свое поведение депутат.Ранее «Ридус» рассказывал о демонстративном отказе депутата Совета депутатов Кунцевского района Дениса Шендеровича соблюдать самоизоляцию в условиях пандемии коронавирусной инфекции. «Буду гулять», — заявил мундеп.
Несмотря на очевидную необходимость карантинных мер оппозиционные деятели выступили с критикой предложений столичных властей — не предложив не единого альтернативного варианта.
Тем временем радикальное ужесточение мер по противодействию с распространением коронавирусной инфекции приняли итальянское, испанское и американское руководство. Накануне «Ридус» рассказывал историю россиянина, застрявшего во Франции: по его словам, властям пришлось поднять сумму штрафа почти до 400 евро, потому что меньшие суммы не вызывали у местных желания соблюдать изоляцию.
«Сегодня есть единственный в мире успешный опыт: пока никто не сдержал эпидемию, кроме Китая, где были введены жесткие методы с полным закрытием городов и провинций, ограничивали движение автомобилей, проводили обеззараживающие мероприятия — и таким образом остановили распространение инфекции, — напоминает профессор ВШЭ, политтехнолог Олег Матвейчев. — Нам тоже нужно будет готовиться к ужесточению мер, если действующие меры не помогут. А любое затягивание ситуации обернется тем, что сидеть на карантине придется куда дольше».