Новое исследование ученых из Чжэцзянского университета (Китай) показало, что SARS-CoV-2 активно мутирует и по миру распространяется по крайней мере 30 его версий. Они характеризуются разной скоростью размножения в организме и способностью проникать в клетки носителя. Ученые беспокоятся, что вирус станет смертоноснее и превратится в опаснейшую угрозу для человечества.
Предыдущие лабораторные исследования нового коронавируса показали, что он меньше склонен к мутации, чем коронавирусы, вызывающие атипичную пневмонию (SARS) и ближневосточный респираторный синдром (MERS). Это внушало оптимизм, так как редкие мутации — залог стабильности болезни, это значит, что она должна протекать одинаково: с идентичными симптомами и летальностью вне зависимости от региона. Кроме того, для медленно меняющегося вируса проще создать вакцину.
Однако, случайно отобрав всего-то 11 добровольцев, болеющих COVID-19, и тщательно изучив образцы их анализов, китайские ученые смогли отыскать целых 30 разных штаммов вируса, 19 из которых ранее исследователям не встречались.
Команда также обнаружила, что некоторые из наиболее агрессивных штаммов SARS-CoV-2 способны генерировать вирусную нагрузку в 270 раз интенсивнее слабых штаммов. Кроме того, сильные штаммы убивают клетки человека быстрее.
Таким образом, мы получили прямые доказательства того, что SARS-CoV-2 приобрел мутации, способные существенно изменить его патогенность, — сказано препринте работы, опубликованной на сайте MedRxiv.Новое открытие говорит о том, что победить SARS-CoV-2 может оказаться не так-то просто. Во-первых, вакцина (которую ждать еще год-полтора) разрабатывается на основе данных об РНК-структуре коронавируса, которые актуальны сейчас. Если вирус к моменту выпуска вакцины существенно изменится, она может оказаться попросту бесполезна.
Во-вторых, COVID-19 может со временем стать опаснее. Уже сейчас китайские специалисты предполагают, что гигантская разница в количестве летальных исходов в разных регионах мира — следствие того, что в Испании, Италии и Нью-Йорке орудуют более агрессивные штаммы вируса, а, к примеру, в Германии, напротив, менее патогенные его разновидности.
Этим может объясняться и относительно небольшое количество смертельных случаев в России. Однако говорить о том, что нас посетил добрый родственник злобствующего в Италии коронавируса, пока рано, так как пик эпидемии еще не прошел и многие заразившиеся находятся только на начальной стадии заболевания. Рост смертности всегда отстает от роста заболеваемости, особенно у болезней с длинным инкубационным периодом (у COVID-19 он составляет от 5 до 14 дней). Кроме того, распространяться инфекция в России начала с относительно молодой прослойки населения (туристов и т. д.), а среди молодежи и людей среднего возраста в любом регионе смертность от COVID-19 низкая.
В общем надеяться на то, что в России эпидемия будет протекать мягко из-за слабого штамма вируса, конечно, можно. Но пока не достигнут пик и не проанализированы особенности SARS-CoV-2 в нашем регионе, меры профилактики остаются по-прежнему актуальны.
Ранее «Ридус» поговорил с эпидемиологом Игорем Гундаровым, который поделился своим мнением о том, почему в России так мало умерших от COVID.