Общество

Короткоствол в России

7 457

Право на жизнь – главное право человека, которое гарантируются международными декларациями и Конституцией России. 20 лет назад в РФ право отбирать жизнь лишили даже государство, введя мораторий на смертную казнь. Вместе с тем все больше россиян заявляет о том, что право на хранение, ношение и использование огнестрельного оружия в целях необходимой самообороны должно быть у каждого законопослушного гражданина. Эксперты ломают голову над тем, как реализовать «право на огнестрел», не поставив под угрозу другие права человека.

Как считает председатель Северо-Западного регионального отделения международной конфедерации практической стрельбы IPSC Евгений Ефимов, право на владение гражданским оружием является одним из трех признаков демократического общества. «Что такое демократия? Для меня демократическим является государство, где реализуется три права: на землю, на частную собственность и на огнестрельное оружие», – говорит Ефимов.

В своих убеждениях он опирается на зарубежный опыт. Объездив, по его собственному заявлению, «весь мир от США до Австралии», наиболее логичное законодательство в сфере оборота огнестрельного оружия он обнаружил в соседней Эстонии.

«Я видел различные законы во многих странах. В Италии, например, запрещены патроны определенного калибра. В другой стране – только такие и разрешены. В Эквадоре лицензия на оружие выдается с 9 лет. Мальчик может владеть любым огнестрелом, кроме автоматического. Но самое лучшее – в соседней Эстонии. Там лицензия на владение оружием жестко привязана к автомобильным правам. Если человека ловят в нетрезвом виде, то он год не может прикасаться к оружию. При повторении – его лишают лицензии навсегда», – рассказал Евгений Ефимов.

Он также отметил, что право на владение короткоствольным огнестрельным оружием реализовано и в других постсоветских странах. Хранить гладкоствольное и нарезное огнестрельное оружие (включая пистолеты и револьверы), помимо Эстонии, разрешено в Латвии и Молдове. При этом специалист не исключает, что поначалу легализация короткоствольного оружия в России может вызвать в обществе слишком бурную реакцию.

«В Молдавии после принятия закона постреляли две недели в воздух и успокоились. Что мы, хуже что ли? В той же Эстонии оружие работает как сдерживающий фактор. Все вопросы заканчиваются звуком досылания патрона из магазина в ствол. Никто в здравом уме не станет палить из лицензированного оружия. Мне всегда очень обидно, когда российские правоохранительные органы считают наше общество неготовым. Такое ощущение, что меня считают идиотом, а ведь разумных людей большинство», – уверен Ефимов.

Однако с ним не согласен начальник 3 отдела оперативно-розыскной части №1 ГУ МВД России по Петербургу и Ленобласти Дмитрий Петров. Он считает нецелесообразным принятие закона, дающего гражданам право на короткоствол.
«Не понимаю: зачем гражданину, который ходит по улице, нарезное оружие скрытого ношения? Наше общество еще не готово к этому, не окультурено. В этом году более 4 тыс. человек нарушили правила хранения оружия, более 1 тыс. – правила ношения. Бывают такие граждане, которые, купив пистолет (имеется в виду травматика, - прим. «БалтИнфо»), даже не регистрируют его. Давайте сначала потренируемся на том законе, который уже есть», – убеждает Петров.
По мнению председателя постоянной комиссии ЗакСа Петербурга по вопросам правопорядка и законности Аркадия Крамарева, легализация короткоствола для граждан – вполне разумная мера. «Понятно, что нельзя выдавать оружие тем, кто не умеет с ним обращаться. Однако для самозащиты оно необходимо. Оно должно быть доступно для приобретения. Все зависит от того, как его применят. Само собой, что будут и негативные последствия от принятия нового закона, они бывают даже при самых благих намерениях. Но пользы будет гораздо больше, чем вреда», - говорит Крамарев.
Чтобы «скрасить» негативные последствия, можно применить систему страхования, как это делается среди автомобилистов. Так считает председатель ассоциации «Безопасный город» Николай Федоров. «Надо застраховать как ответственность самого владельца, так и третьих лиц. Посмотрите: сколько сотрудников полиции уходит в отставку. Они что, не умеют обращаться с пистолетом? Некоторые из них были уволены по негативным причинам, для их отсеивания должен проводиться строгий отбор на этапе выдачи лицензий», – уверен Федоров.

В этом с ним согласен Евгений Ефимов: «80% людей, которые выступают против, считают, что оружие достанется абы кому. Необходимо объяснить, что получить «пушку» можно будет только после визита к психологу. Помните случай, когда человек ворвался в школу и начал стрелять в людей? А представьте, если бы в здании были другие владельцы с пистолетами? Да его бы остановили после второго же выстрела».

Николай Федоров также привел пример Молдавии: «Теперь там можно спокойно ходить по улицам, так как преступники знают, что у пешехода может быть с собой оружие. А если они попытаются ограбить чье-то жилище, то нарвутся на пулю с почти 100-процентной вероятностью».

Эксперты, собравшиеся в петербургском клубе «Зеленая лампа», полагают, что расширение для законопослушных граждан прав на владение оружием само по себе не несет угрозы обществу. Однако то, как это будет реализовано в России, пока вызывает большие вопросы. С одной стороны, короткоствольное огнестрельное оружие может сделать граждан более защищенными. С другой – может к несчастью подвернуться под руку в бытовых конфликтах. Решить этот вопрос должны будут в Совете Федерации, где работа по созданию соответствующего законопроекта уже началась.
Напомним, что вице-спикер Совета Федерации Александр Торшин давно предлагает узаконить в России короткоствольное оружие, но под строжайшим контролем государства.