Культура

Косторезка: учащаяся резьбе по кости мастерица рассказала о своем ремесле

0 3581

Ещё на заре истории люди использовали кости животных в своей повседневной жизни. Из них делали примитивные украшения, иглы, наконечники стрел и различные сакральные предметы. Это неудивительно, ведь кости были одним из немногих доступных материалов в те времена, поэтому и пользовались популярностью.

Со временем человек открыл и освоил металлы, минералы и т. д., но костяные изделия не исчезли, хотя и стали куда более искусными в плане изготовления. Этот материал, в частности слоновая кость, использовался древними греками и другими народами наравне с золотом. Вспомнить хотя бы статую Зевса в Олимпии — одно из Семи чудес света — она была изготовлена из золота, дерева и как раз слоновой кости. Я уже не говорю про огромное количество более мелких изделий, начиная от скульптур и бюстов, заканчивая украшениями и веерами. Так что резьба по кости превратилась в тонкий и сложный процесс, требующий особых навыков, знаний и инструментов.

Мастера резьбы по кости существуют и в современном мире. 

Анастасия Пискунова является одной из таких мастериц. Девушка рассказала гражданскому журналисту «Ридуса», как решила заняться необычным искусством, что уже успела создать и как вообще происходит резьба по кости.

«Я из небольшого города в Челябинской области — Кыштыма. Как и многие с детства занималась в школе искусств. Став старше, поняла, что хочу пойти учиться не именно на художника, а научиться создавать что-то объемное. Привлекали такие направления, как керамика, кожевенное дело, но когда увидела работы старых мастеров косторезного искусства (например, Верещагин) — загорелась. Особое влияние оказала и моя учительница из художественной школы Вязникова Лилия Геннадьевна. Именно она посоветовала мне академию, в которую я в итоге пошла», — рассказала она.

© Анастасия Пискунова © Анастасия Пискунова © Анастасия Пискунова

В 2020 году девушка окончила бакалавриат по специальности «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» в рамках направления «Художественная резьба по кости» в Высшей школе народных искусств (академия). После этого сразу же поступила в магистратуру, в это же учебное заведение. По её словам, она пошла именно в эту академию, так как она единственная в России предоставляет высшее образование в данном направлении.

«Моей любимой работой является выпускная — „У Михайловского сада“, в рамках которой я изобразила храм Спас на крови. Я думаю, что это связано с тем, что она очень объемная и самая сложная по технике. Я очень долго вынашивала эту идею. На создание всей работы с храмом ушло около семи месяцев, если считать от начальных эскизов до конечного результата. Три месяца ушло на идею, а также на подготовку проекта. Изначально мне хотелось отдать дань уважения Санкт-Петербургу как городу, принявшему меня, и сделать работу посвященную ему. Выбрала именно архитектурную тематику, так как таких изделий из кости очень мало в России. В основном вдохновлялась западноевропейской резной костью 17−18 века. Но хотелось создать работу в стиле русских резчиков, в стиле холмогорской резьбы по кости».

© Анастасия Пискунова © Анастасия Пискунова © Анастасия Пискунова © Анастасия Пискунова

Как отметила мастерица, она решила взять за основу храм Спаса на крови, так как её всегда трогала его тяжелая судьба.

«Храм, построенный на месте смертельного ранения императора Александра II, по приказу его сына, во времена советской власти был объявлен объектом, не представляющей никакой художественной или исторической ценности. В здании располагались то морг во время Великой Отечественной войны, то склад декораций Малого оперного театра. Лишь в новейшем времени храм получил статус музея».

По словам Анастасии, материал предоставляет учебное заведение. Работают учащиеся в основном с поделочной костью — цевкой. Это кость крупного рогатого скота, чаще всего коровья. Также для работы подходят рога оленя или лося, бивни мамонта, клыки моржа, зубы кашалота. Самый дорогой и самый красивый материал это, конечно, бивни мамонта.

«К каждому виду кости нужен свой подход, так как все они немного отличаются по структуре. Материал достаточно твердый, но вместе с этим и довольно хрупкий. Все зависит от изделия — тонкий ажурный веер или же это скульптура, здесь разница значительная. Инструменты используются как современные — ювелирные бормашины и фрезы с борами, ювелирные ручные лобзики, так и те, которыми пользовались мастера в 17 веке, например, клипик и втиральник. „Древние“ инструменты каждый мастер сам изготавливает под себя»

Набор втиральников © Анастасия Пискунова Клипик © Анастасия Пискунова

В работе костореза всё, как и у многих, начинается с эскиза. Чем их больше, тем лучше. В голове всегда есть образ, но лучше его зарисовать и что-то поправить, чтобы более точно выразить задуманное. Резьба по кости сильно отличается от резьбы по другим материалам, в частности, дереву. Это связано как с используемыми инструментами, так и с применямой техникой. Как правило, изделия из кости выполняются не из цельного куска кости, а состоят из элементов собранных между собой. Это придает работе защиту от внешних факторов.

«Спрос в основном на изделия из бивней мамонта, так как материал очень ценный. В основном это украшения: серьги, броши, колье. Также популярны рукояти для ножей. Вместе с этим кость можно инкрустировать драгоценными камнями или же использовать сам бивень, как инкрустацию. На объемные изделия спрос не большой из-за очень высокой цены. Подобные работы ценятся в узких и очень богатых кругах».

© Анастасия Пискунова © Анастасия Пискунова © Анастасия Пискунова © Анастасия Пискунова © Анастасия Пискунова

Анастасия отмечает, что делать можно изделия даже из человеческой кости, однако тут свои моральные рамки у каждого. Сама она этим никогда не интересовалась, поэтому даже не знает, легально ли использовать подобный материал в России. Вместе с этим она указала, что сама видела резной человеческий череп в аккаунте девушки из, вероятнее всего, Мексики. Данной мастерице эту работу заказали родственники умершего, которые сами принесли «подготовленный» череп.

«Мне самой, конечно, хочется поработать бивнем мамонта. Так же есть идеи на создание изделий из кости с инкрустацией, например, перламутром, бирюзой, жемчугом. Рог оленя и лося я использовала в создании работы с храмом, а также в других ученических работах, поэтому я с этим знакома и меня он не привлекает, как материал. У рога очень сильный запах и сам по себе он достаточно пористый. Чаще всего на нем нельзя выполнить тонкую сквозную резьбу», — заключила она.

© Анастасия Пискунова © Анастасия Пискунова © Анастасия Пискунова © Анастасия Пискунова