Сотни людей, вооруженных холодным оружием, требуют выпустить их из центра размещения на греческом острове Самос, который им запрещено покидать, так как они не прошли регистрацию. Акции протеста спровоцировали «подозрительные люди» в этом лагере.
Сама ситуация в таких лагерях, а не какие-то злоумышленники, провоцирует мигрантов на беспорядки, объясняет директор Центра европейских исследований ВШЭ Тимофей Бордачев.
«Представьте, что в этих пунктах для перемещенных лиц примерно треть всех мигрантов не имеют никаких документов вообще. Выпустить из-за периметра таких людей невозможно, а устанавливать их личности — это мучительно долгая процедура», — сказал он «Ридусу».
Даже «долгая и мучительная» процедура идентификации беженцев часто может закончиться ничем: либо все архивы полиции в самом деле сгорели в каком-нибудь сирийском городке, либо конкретный «безработный, беспаспортный, бездомный» беженец на самом деле — казачок, засланный с целью легализоваться в Европе с неведомо (а, скорее, ведомо) какой целью.
Такая схема легальной доставки бомбистов — а, может быть, и живых (пока еще) бомб — по месту назначения была описана задолго до возникновения этого феномена в романе братьев Стругацких «Жук в муравейнике».
«Самые разные катаклизмы — будь то глобальная пандемия, или всемирная война, или даже геологическая катастрофа — выплескивают на поверхность одну и ту же накипь: ненависть, звериный эгоизм, жестокость, которая кажется оправданной, но не имеет на самом деле никаких оправданий» — написали они в этом романе, вышедшем в 1979 году, задолго до Сараево, Сребреницы и Сирии.
Писатели-фантасты были не такими уж фантазерами, как оказалось несколько десятилетий спустя.
«Еще одна бомба под безопасность Европы заложена тем, что процедура проверки личности, security checks, выдачи документов и прочие бюрократические процедуры проводятся не на общеевропейском, а на национальном уровне. То есть беженцами на Самосе занимаются только греческие власти», — говорит политолог.
Греция и в этом смысле (не только в экономическом и политическом) оказалась «слабым звеном» в ЕС. Пусть из тысяч «засланных казачков» легализуется хотя бы десяток. Но этот десяток получит возможность перемещаться с бомбами в трусах по всему Шенгенскому пространству.
Ранее на этой неделе турецкий президент Реджеп Эрдоган открыто пригрозил Евросоюзу спустить с цепи ни много ни мало три миллиона ближневосточных террори… беженцев.
Если бомбы в их трусах рванут в очередной европейской столице, спасибо за это европейцы смогут сказать в равной степени Афинам и Анкаре.
«Стояли звери около двери. В них стреляли, они умирали». (А. и Б. Стругацкие)