Сейчас широкой, даже образованной, общественности неведомо, что первое мощное анти-абсолютистское движение в Европе разворачивалось не под лозунгами «Свобода, Равенство и Братство» (внедряемых посредством гильотины), но под знаменем, на котором было начертано «Иисус — Король».
Зато всем с детства, благодаря бессмертному Дюма, известна печальная судьба английского короля Карла I. Конечно, мы вместе с Атосом горевали об обезглавленном благородном монархе. Но реально последний был сам «кузнец своего счастья». Ведь с точки зрения британских революционеров, мятежником был он, а не они. Король восстал против Бога и Свободы. И эти понятия были для них нераздельны.
Характерно, что в те же годы, когда пуритане с оружием в руках отстаивали свои (и Бога) права, в России разворачивалась трагедия Раскола. Причины его были схожими, а вот реакция и последствия иными.
Когда стоит «стулья ломать»
Еще в конце XVI века в Шотландии утвердилась, в качестве господствующей, одна из самых радикальных форм протестантизма — пресвитерианство. Отличалось оно, в частности предельным церковным демократизмом.
Отвергался не только авторитет Папы Римского, но и власть епископов. А церковная организация представляет собой совокупность приходов, управляемых пасторами и пресвитерами, избираемыми прихожанами.
Совсем иначе на иерархический и многие другие вопросы смотрела Англиканская церковь, возникшая благодаря неуемной сексуальной активности Генриха Тюдора. С Папой, не желавшим признать его брак с Анной Болейн он порвал, но в структуре и обрядах новой Церкви сохранилось много общего с католичеством.
Когда при отце Карла, Якове Англия и Шотландия стали единым государством, встал вопрос и о церковной унификации. Но осторожный Яков его не форсировал, зная, что для его земляков, шотландских пресвитериан Англиканство — «синагога сатаны».
А вот, Карл, выросший в Лондоне, не считал нужным считаться с мнением «северных фанатиков». Строго иерархичная Англиканская церковь, главой которой считался король, представлялась ему идеалом. Начал он с того, что ввел фактически, своих агентов, епископов в состав Тайного Совета Шотландии. Присутствуя на заседаниях местного парламента, сам, не скрываясь фиксировал кто как голосует. Чем, явно посягал на свободу. А затем взялся уже непосредственно за богословие.
Архиепископ Лод, при непосредственном участии короля, подготовил «Книгу общих молитв», каковую следовало внедрить в церковную практику. С пресвитерианами, конечно, никто не посоветовался и грянул гром.
Первая же попытка использовать новый молитвенник в ходе службы спровоцировала бунт. Начался он почти анекдотически, а привел, в конечном итоге, к потере королем головы.
В настоятеля одного из Эдинбургских храмов, как только он начал читать предписанные королем молитвы, полетел стул. Метнула его простая уличная торговка. К ней присоединились и прочие прихожане. Если русская женщина «коня на скаку остановит», шотландская одним метким броском может начать революцию. Схожей была реакция на внедрение нового молитвенника по всей стране.
Рождение нации
Парламент Шотландии, в который входили, как лорды, так и зажиточные горожане, и представители протестантской Церкви, отправил петицию Карлу с требованием изъять из обращения молитвенник. Король ее проигнорировал.
И тогда парламент разработал удивительный документ: «Национальный Ковенант».
Это был, ни много ни мало, договор шотландского народа с Богом, или даже своего рода, присяга. Ковенант провозглашал отречение от католицизма, государственную поддержку и защиту пресвитерианства, и независимость парламента — невмешательство короля в его деятельность. В этом документе прямо и непосредственно свобода выбора веры предполагала свободу борьбы против тирании. Король, соответственно, обретал легитимность, только если сам принимал условия Ковенанта.
Первую подпись под документом поставил один из знатнейших вельмож, маркиз Монтроз. А дальше шли подписи представителей всех сословий. И понеслось…
Копии документа стали стремительно распространяться по всей стране, началась массовая подписная компания. Важно отметить, что население было в подавляющем большинстве грамотным. Еще родоначальник Шотландской реформации Джон Нокс больше чем за полвека до описываемых событий провел через парламент указ о всеобщем образовании.
И теперь люди ставили подпись с полным сознанием того, что делают. Многие расписывались кровью. Так народ выбрал основой своей идентичности веру. А лояльность королю, таким образом становилась в зависимость от соблюдения им общего для всех Договора.
Так, росчерками тысяч перьев в Шотландии был впервые в Европе уничтожен абсолютизм. С точки зрения пресвитерианской доктрины, король такой же грешник, как и прочие люди. Как же ему можно доверять абсолютную власть? Ведь, пользуясь ею он может всю нацию утащить в бездну…
Британские историки отмечают, что именно подписание Ковенанта знаменует факт того, что шотландцы осознали себя нацией, а не жителями королевства. Гражданами (с соответствующим набором прав), а не подданными.
Очевидно, что эпизод с «ломанием стульев» был не случаен. Шотландская элита была готова выступить против тиранических притязаний короля. Но важно, что в этом она была едина с народом.
Что же, уличная торговка была инструментом тогдашних политтехнологов? Несомненно, она была искренней и убежденной женщиной…, что конечно, данного предположения не исключает.
Но обагрить кровью перья, разумеется, было недостаточно. На очереди были мечи. Король ввел войска в королевство, присягнувшее Иисусу и отвергшему земного монарха.
В 1639 году разразилась первая «епископская война». Ковенантеры призвали с континента бригаду опытных наемников во главе с Александром Лесли. Талантливый кондотьер быстро сформировал армию, которая разгромила силы вторжения.
Король потребовал от английского парламента новых средств на продолжение войны. И получил отказ. Карл в ответ его разогнал. Так началось противостояние монарха с парламентом, приведшее к революции. Несмотря, на недостаток средств, Карл начал вторую «епископскую войну», и вновь потерпел поражение. Ковенантеры во главе с Лесли и Монтрозом перешли в наступление и сами вошли на территорию Англии. Король запросил мира.
Но мир ушел из Британии надолго. Вскоре его конфликт уже с английским парламентом перерос в гражданскую войну. Значимую роль в битвах при Марстон Муре и Несби, где Карл потерпел решающие поражения, сыграл корпус шотландских ковенантеров.
Впрочем, в самой Шотландии не все их единомышленники готовы были пойти на свержение короля. Первый подписант Ковенанта, маркиз Монтроз начал войну за права монарха против радикалов, которых возглавлял другой маркиз — Арчибальд Аргайл. Кровавое противостояние завершилось пленением и казнью первого.
Впрочем, произошло это уже после того, как сам Карл I потерял в Лондоне голову. Беспощадность англичан шокировала шотландцев. Они ведь не были против монархии, как таковой. Они хотели иметь короля-ковенантера.
Поэтому поддержав притязания на корону сына казненного, тоже Карла, они потребовали от него подписания Договора с Богом. И тот согласился.
Однако, когда после смерти Кромвеля, уставшая от революционных перегибов Британия признала его королем, он изменил своей клятве.
Казнил маркиза Аргайла, а затем начался период, который ковенантеры назвали Killing times. Храмы захватывали епископалы, лояльные королю, а проповедники-ковенантеры уходили в вересковые пустоши, в горы вместе со своей паствой и там совершали свои богослужения. Королевские агенты выслеживали их, и «несанкционированные митинги» разгоняли солдаты. Нередко их встречало вооруженное сопротивление. Но, как правило, столкновения заканчивались лишь увеличением числа мучеников за свободу совести и собраний.
Смерть и победа
По Шотландии разъезжали отряды драгунов, которые обращались к любому встречному с простым предложением сказать: «Боже храни короля». Ковенантеры отказывались молиться за монарха-отступника и их расстреливали без суда на месте. В лучшем случае…
11 мая 1685 года, две женщины Маргрет Маклафлен и Маргрет Вилсон были приведены солдатами на пустынный берег. Первой было 60, второй — 18. В прилив пляж полностью покрывала вода. Их привязали к столбам и стали ждать, когда море доберется до их подбородков. Тогда им в последний раз предложили восславить короля. Они отказались. Море поглотило их полностью.
И в этом же самом году на противоположном конце Европы свои «убийственные времена» начались для русских старообрядцев. Был издан указ — «Двенадцать статей» царевны Софьи. Тайных сторонников старообрядцев приказано было бить кнутом, и, лишив имущества, ссылать в монастыри. Укрывателей старообрядцев «бить батогами и, после конфискации имущества, тоже ссылать в монастырь». Явных противников реформы велено пытать, а затем казнить.
Тремя годами раньше уже был сожжен протопоп Аввакум, казнен в Москве предательски после публичного диспута о вере Никита Пустосвят. Но массовых репрессий еще не было. А в этом году им был дан старт.
Конечно, догматически между старообрядцами и пресвитерианами пропасть. Но было и много общего. В обоих случаях конфликт начался с навязывания монархом и церковными иерархами народу новых, не признанных большинством, богослужебных текстов. То есть грубым посягательством на свободу совести. А когда оно встретило сопротивление, то и на прочие, тогда еще не кодифицированные права: свободу слова и собраний.
В обоих случаях народ активно сопротивлялся насилию. Старообрядцы, например, активно участвовали во многих восстаниях, в том числе знаменитых: Разина, Булавина, Пугачева.
Но ковенантеры в итоге, не только победили, но и завоевали для всех вышеуказанные права. В России этого не случилось…
Славная интервенция
Карлу II наследовал его брат Яков, который не только откровенно склонялся к католицизму, но и проявлял еще больше тиранических наклонностей. И в 1689 году на землю Британии высадился иностранный десант, который приветствовала и знать, и народ. Яков с семьей бежал, поскольку тогда не нашлось никого, кто готов был бы за него умереть.
Освобождение от светской и духовной тирании принес чужак — голландский принц Вильгельм.
У него имелись права на престол. Но, конечно, были они не столь основательны, как у Якова (он был сыном сестры Карла и Якова, женатым на дочери последнего). Но Вильгельм был протестантом и гарантировал свободу совести. Кроме того, с момента его восшествия на престол, власть короля навсегда была радикально ограничена парламентом. Свершилась «Славная революция», в результате которой основные цели ковенантеров были достигнуты. С тех пор и по сей день Пресвитерианская церковь имеет в Шотландии государственный статус. И ни один король Британии больше не посягал на абсолютную власть.
Британская революция, начавшаяся с сугубо религиозного противостояния, увенчалась успехом и дала миру, в итоге, пример, наиболее устойчивой и сбалансированной политической конструкции.
И произошло это потому, что в борьбе за права и свободы против абсолютистской тирании элита и наиболее пассионарная часть народа были едины.
В России в XVII веке элита народ предала. Редкие ее представители встали на защиту Старой Веры и свободы выбора против произвола верховной власти. Знаменитая боярыня Морозова и княгиня Урусова были в яме уморены голодом. Был казнен командир стрельцов и защитник старообрядцев князь Хованский.
«Хованщина», прославленная одноименной оперой, была задавлена в зародыше. Впрочем, подлинные взгляды и планы князя нам в точности не известны. Но, в любом случае, ему далеко было до маркиза Аргайла.
Большинство же русской элиты смирилось с ролью царских холопов, за право владеть холопами собственными. Не возражала против упразднения прото-парламента — Земского Собора. Приняла неограниченную власть монарха, что в последствие привело к неограниченному произволу революции, а затем — новой тирании. В России проблема не с народом, в России проблема с элитой.