Кино

Козни, эксцентрики и бесы: киноманы Москвы готовятся к кинофестивалю

0 732

В основной конкурсной программе 38-го Московского кинофестиваля заявлено тринадцать картин. Это и суровый триллер о свидетелях жестокого убийства — «37» (реж. Пук Грастен, Дания — США), и подростковая драма о неожиданном влечении одного мальчика к другому — «Центр моего мира» (реж. Якоб М. Эрва, Германия — Австрия). Рассказ о последних днях великого режиссёра Пьера Паоло Пазолини — «Козни» (реж. Давид Гриеко, Италия — Франция), и история актрисы, продолжающей играть даже в обыденной жизни, — «Худшая из женщин» (реж. Ким Чжон Кван, Южная Корея).

Кадр из конкурсного фильма 38 ММКФ «Поющие башмаки»

Чёрная, надо полагать, комедия о машинисте, под поездом которого погибло почти три десятка человек — «Дневник машиниста» (реж. Милош Радович, Сербия — Хорватия), и повесть о мужчине, узнавшем, что его жена была осведомителем спецслужб, — «Поющие башмаки» (реж. Радослав Спасов, Болгария).

Притча о встрече старика с самим собою, только сильно моложе — «Память забвения» (реж. Руй Герра, Бразилия), драма о бездомных детях — «Пелена» (реж. Ралстон Джовер, Филиппины), и отражение будних дней впавшей в депрессию медсестры — «Голос вещей» (реж. Ариэль Эскаланте, Коста-Рика). История любви на фоне свингующих 50-х — «Эксцентрики» (реж. Януш Маевский, Польша), и парижский любовный треугольник — «Мари и неудачники» (реж. Себастьен Бетбедер, Франция).

Кадр из конкурсного фильма 38 ММКФ «Мари и неудачники»

Как водится, основное внимание зрителей будет привлечено к ленте, представляющей Россию. На сей раз это «Монах и бес» Николая Досталя — победитель ММКФ 2009-го года («Петя по дороге в Царствие Небесное»), создатель таких прекрасных картин как «Облако-рай» и «Коля — перекати поле», а также нашумевших телесериалов «Штрафбат», «Завещание Ленина» и «Раскол», возвращается в московский конкурс с комедией (!) по сценарию Юрия Арабова о том, как дьявольские силы искушают избравшего служение Богу Ивана. Три года назад сам Досталь рассказывал «КиноРидусу» о затянувшемся поиске финансирования этого фильма — так что стоит порадоваться тому, что в результате эти муки закончились творческим, надо полагать, успехом.

Это XIX век, времена Гоголя и Пушкина, замечательная чертовня. Трагикомического характера. На эту тему такого кино не было: чтобы монах и бес — и вдруг комедия.

Кадр из конкурсного фильма 38 ММКФ «Монах и бес»

Кстати, Досталь — не единственный московский лауреат на фестивале этого года. Иранский режиссёр Реза Миркарими побеждал у нас в 2008-м — с драмой «Проще простого»; сейчас он вновь участвует в конкурсе с лентой «Дочь» — о конфликте молодого поколения с традиционным семейным укладом. А жюри основного конкурса возглавляет болгарский режиссёр Ивайло Христов, чьи «Лузеры» взяли Гран-При ММКФ в прошлом году.

Также в нынешнюю судейскую коллегию вошли Рашид Нугманов — казахский режиссёр, создатель культовой «Иглы»; Ульрике Оттингер — немецкий режиссёр, сценарист, оператор, а также ещё фотограф и писательница (она, к слову, представит на фестивале несколько своих фильмов); Рандхир Капур — индийский продюсер, режиссёр и актёр; Виктория Исакова — популярная ныне актриса российского кино и театра, известная по таким картинам как «Остров» и «Зеркала», сериалам «Оттепель» и «Родина» (зрителям ещё предстоит оценить её роль в «Ученике», успевшем прогреметь и в Каннах, и в Сочи). Конкурс документального кино будут оценивать режиссёры Тома Бальмес и Сергей Дебижев, плюс польский культурный деятель Кшиштоф Гиерат; им предстоит оценить восемь картин.

Кадр из конкурсного фильма 38 ММКФ «Дочь»

Московский кинофестиваль традиционно богат ретроспективами, национальными, тематическими и именными подборками. Одна из них приурочена к Году российского кино и так и называется: «Российское кино. Год и век». Сюда вошли «фильмы, ставшие культовыми в международном масштабе»: игровые «Планета бурь», «Я — Куба», «Счастье», «Вам и не снилось», документальные «Человек с киноаппаратом» и «Разгром немецких войск под Москвой», анимационные работы Юрия Норштейна. Информационный показ новых отечественных картин пройдёт в Доме кино, его усилит масштабная кинопрограмма «30 лет без Тарковского», в рамках которой участники научной конференции обсудят влияние творчества мастера на современную кинокультуру (российская премьера отреставрированной копии «Соляриса» также пройдёт в рамках ММКФ). Желающие также смогут посетить организованный кинокритиками круглый стол на тему «Патриотизм в кино: мифы и реальность».

Кадр из фильма «Планета бурь» из программы «Российское кино. Год и век»

Французское кино между тем попало в спецпрограмму «К 120-летию студии «Гомон»; «Киностудия «Сиань»» представит китайские ленты; примеры продуктивной копродукции включены в программу «Голландия плюс». Названия «Открытие: Кино бурлящего Арабского Востока» и «Корея: история и современность. Фильмы Ли Чон Ика» говорят сами за себя. «Время женщин» соберёт игровые работы женщин-режиссёров — с акцентом на опыт США. Особо ждут в Москве великого испанца Карлоса Сауру: фестиваль покажет его музыкальные картины.

Ну и, конечно, никуда не денутся «Свободная мысль», «Восемь с половиной», «Специальные показы», «Русский след» и «Фильмы, которых здесь не было». Вновь вернётся в фестивальное расписание программа «Секс. Еда. Культура. Смерть», а «Эйфория» в этот раз будет «Европейской» — с подзаголовком «Между раем и адом».

Кадр из фильма «Наша Наташа» из программы «Русский след»

Примечательно, что ММКФ, в последние годы обосновавшийся исключительно в кинотеатре «Октябрь», опять расширяется, становясь тем самым более удобным для зрителей. Так, свои площадки для фестивальных фильмов, ориентированных на детскую аудиторию, предоставит сеть «Московское кино» («Берёзка», «Полёт», «Космос», «Молодёжный» — причём обещано, что вход на сеансы будет свободным), кроме того отдельные показы пройдут в Конференц-зале Инженерного корпуса Третьяковской галереи — в рамках нового направления деятельности музея «Кино в Третьяковке».

Куда обычному зрителю, как правило, вход заказан, так это на церемонии открытия и закрытия фестиваля — 23-го и 30-го июня соответственно. На эти показы билетов в кассе не купишь: такой чести в этом году удостоились «Ке-ды» Сергея Соловьёва по рассказу Андрея Геласимова (фильм, впрочем, повторят особо) и «Светская жизнь» Вуди Аллена — которая и без того вскоре выходит в прокат (к тому же приезд автора с его звёздами, увы, не анонсирован).

Кадр из фильма «Ке-ды», открывающего 38 ММКФ