Четвертый за две недели крупный туроператор впадает в кому. DSBW Tours, работавший с 1991 года, присоединился к ранее почившей в бозе «Матрешка-тур», а также находящимся в непонятном состоянии «Аврора БГ» и «Натали турс».
Для большинства россиян туризм становится недоступной роскошью, ранее говорила «Ридусу» исполнительный директор Ассоциации туроператоров России (АТОР) Майя Ломидзе. С ней, однако, не согласен гендиректор туркомпании «ВипСервис» (также участник АТОР) Дмитрий Горин, который наблюдает прямо противоположную динамику на рынке выездного туризма.
С 2014 года, когда произошел резкий (на 60%) обвал туристического рынка, и по сей день число туркомпаний в России, работающих в выездном сегменте, сократилось с 2200 до 600. Каждый год прекращает работу около полутора десятков таких туристических компаний, либо они переходят из числа турагентств (то есть фирм, создающих продукт) в разряд турагентов (перепродавцов готовых туров).
Поэтому в прекращении работы DSBW Tours нет ничего экстраординарного, говорит Горин. В туристической отрасли России, по его словам, нет какого-то кризиса, просто турфирмы переориентируются с выездного туризма на внутренний: с 700 три года назад до 3700 сейчас.
За первую половину 2018 года число туров зарубеж выросло по сравнению с тем же периодом прошлого года и в денежном, и в физическом выражении на 30%. Этот восстановительный рост идет второй год подряд. За прошлый год, по данным Горина, туры приобрело 11 миллионов человек.
Проблемы отдельных, даже очень «звучных», туркомпаний никак не отражают состояние туристической индустрии России в целом, соглашается член экспертного совета СФ РФ по туризму Алексей Романов.
Когда возникают проблемы у раскрученных фирм, это вызывает резонанс в обществе, и это понятно: большому кораблю — большое кораблекрушение. Но туристический бизнес — это же огромная деревня; если у кого-то сгорел дом, это не означает, что пожар произойдет у соседей, — описал он «Ридусу» положение дел в отрасли.Романов напоминает, что на этом рынке в 2014—2015 годах происходила массовая переориентация туркомпаний с международных направлений на внутренние — это было вызвано как «валютным шоком», так и государственной политикой поощрения внутреннего туризма: «Чем в пятнадцатый раз ехать в Турцию, лучше один раз слетать на Алтай или съездить даже в Тульскую губернию, где красоты такие, что никакая Турция с ними тягаться не может».
Но уже в 2016 году спрос на зарубежные туры начал восстанавливаться, и этот «отскок» продолжается и в 2018 году, преимущественно за счет все той же Турции.