В архиве русского наследия инвентарные номера присвоены «столбовому дворянству», «рекрутской повинности», «крепостничеству». С грифом «черная страница» сдать в анналы стремятся Советский Союз. Симпатии к «коммунизму» — личное дело каждого, но унижение памяти отцов убивает народ.
Народную самость размывает рассеяние «верных» по враждебным лагерям. Так, верность народу и традициям сегодня в высшей степени свидетельствуют:
Священнослужители и монахи. Их жизнь связана со служением Господу и несением Слова миру. Они сохраняют и преумножают Веру, на которой тысячу лет основывалась Россия. Благодаря их стойкости церковная традиция не угасла в XX веке.
Военные. Их повседневные величины — защита Родины, самопожертвование, верность долгу. Они патриархальны, проявляют в «изнеженный век» чудеса мужества. Многие воспитались в «красноармейских» идеалах, а слова «Служу Советскому Союзу» откликаются в сердце.
Ополченцы. Ярчайшее явление современности — добровольцы, кладущие «душу свою» за соотечественников в Донбассе. С лета 14-го на передовой «русского мира» коммунисты и монархисты, казаки и нацболы, а также просто «преданные» народу и его наследию.
«Верные» зачастую разделены на «красных» и «белых». Непримиримые традиции выросли в условиях разрывов истории 1917 и 1991 годов.
«Красные» — молодые и старые ревнители живой памяти, искренние патриоты, для которых «красный век» — пик величия русской истории. В первую очередь это коммунисты, высказывающие взгляды в условиях непонимания и враждебности. Многие из них верны традициям, усвоенным с детства.
«Белые». Эта «верность» сохранилась как семейное предание, усиленное обидой за жертвы гражданской войны и репрессий, реже — сформировалась в результате личных исканий. Питаемые памятью родителей, рассказами священников и историческими книгами, они называют бесчисленные проблемы настоящего следствием «красной смуты». Их «выпукло» представляют казаки, патриоты из числа потомков репрессированных, а также многие прихожане и служители Церкви.
Стороны поклоняются разным Идеалам: одни обращаются к наследию Ленина, Сталина, Брежнева, другие — идеалам Нации, Империи, Православного Христианства. И те, и другие исповедуют «державнические» и «социалистические» ценности, выступая схоже по вопросам приватизации, роли государства в экономике и внешней политики. В умеренном виде они были представлены в Думе партиями КПРФ и «Родина», голосовавшими одинаково.
«Красные», несмотря на различия в манифестах, солидарны с большинством патриотов, за исключением явных русофобов. К «белым» недоброжелателям относятся снисходительно, отсылая их сравнивать достижения Советского Союза с дореволюционной Россией. На коммунистов нападают все: «белые», представители власти, либералы и многие — ради красного словца, отдавая дань моде.
Клеймение «красных» — один из объединяющих смыслов «белого движения». Политически активные из них рассеяны среди враждебных организаций, спорящих из-за форм воплощения архивных идей. Среди них нет единства по причине отсутствия живой политической традиции. Каждое объединение на свой лад сочиняет версии воплощения идеалов монархии, верховенства русской нации, православных догматов. Практически все они — изгои в СМИ: «национализм» табуирован, а большинство «белых» воспринимаются как радикалы.
Отдельно стоит значительная часть духовенства и прихожан Церкви. Они стараются обходить политические вопросы, выражая послушание действующей власти. Хранят верность Церковному преданию и памяти новомучеников, высказывая заслуженную оценку атеистическим гонениям.
Советский период истории — неотъемлемая часть исторического прошлого. Революция, индустриализация, железный занавес — «артефакты» русской идентичности, равно как и монгольское иго, религиозный раскол, дворянское франкофильство. Жизнь поставила в один ряд Ивана Грозного, Петра I, Иосифа Сталина в роли рубежных фигур исторического наследия.
Взывание к возрождению забытых идеалов подобно сеансам спиритизма. Естественен консерватизм и национальные чувства людей, придерживающихся взглядов Александра Проханова, Захара Прилепина, Бориса Рожина. Тех, кто признает советский период продолжением тысячелетия Великого государства и не рисует традиции по образцу архивных эталонов.
В их руках знакомая с детства традиция, которую они готовы защищать как родного Отца. В противовес им антисоветские национальные мыслители похожи на детей, обиженных на Родителя, которому хотят предпочесть найденную в альбоме фотографию прадеда в мундире с аксельбантами.
Современность неоднократно показала верность утверждения: целятся в коммунизм, а стреляют по России. Незалежные украинцы и неприятели «совка» среди россиян под видом отрицания прошлого дошли до «русофобии».
Русским не впервой оказываться в состоянии раскола традиций. Взаимная неприязнь старо- и новообрядцев стихла лишь с угасанием церковной жизни в России. Примирение традиций XX века является необходимым условием формирования национального согласия. Не стоит рассчитывать на дружбу коммунистов и родственников жертв репрессий, но большинство народа уже живет единым пониманием традиций. Осталось прекратить попирать самость народа и дать прошлому переродиться в новых исторических формах.