Бизнес Наука и техника

«Красное яблочко» Эрдогана: Турция провела первый полет ударного беспилотного истребителя

0 4623

Вынужденная жить под санкциями со стороны союзников по НАТО, менее чем за десять лет Турция стала ведущим мировым экспертом в области создания беспилотников различного типа. Беспилотные летательные аппараты стали крупнейшей позицией экспорта оборонной промышленности Турции в прошлом году, принеся доход на общую сумму 871,5 миллион долларов, что на 80% больше, чем в 2021 году. Благодаря специфике турецкого ВПК можно говорить о том, что почти монопольно рынком владеет «семейная» фирма Baykar, которая производит модель TB2 «Байрактар», ставшую популярной и известной после конфликта в Карабахе и на Украине. На настоящий момент «Байкар» построил более 400 ТБ2 для 24 стран.

Но TB2 — это всего лишь одна из моделей Baykar. 23 января компания объявила, что беспилотный истребитель-бомбардировщик Kızılelma прошел вторые испытания.

Kızılelma

© Cоцсети

Реактивная беспилотная боевая летательная машина Kızılelma («Красное яблоко», или «идеал» на турецком языке) позиционируется как истребитель и является частью проекта Baykar Combatant Unmanned Aircraft System.

Kızılelma имеет длину около 15 метров и 12-метровый размах крыльев. Машина обладает дальностью полета в 960 километров и рабочую высоту 35 000 футов и развивает максимальную скорость около 460 миль в час. «Байкар» сообщил, что до шести тонн боеприпасов и оборудования размещаются на внутренней подвеске, а оставаться в воздухе машина способна до пяти часов.

На видео в Сети технический директор Baykar Сельчук Байкар сказал, что новый беспилотник, разработанный на местном уровне, успешно выполнил свой первый полет.

«Мы оставили нашу подпись в истории мировой авиации. Bayraktar #KIZILELMA, первый беспилотный военный самолет Турции, совершил свой первый полет», — написал Сельчук Байкар в Twitter.

Согласно сообщению Reuters, в тесте была задействована машина, которая взлетала с авиабазы в северо-западной провинции Корлу в Стамбуле.

В докладе утверждается, что беспилотник «Байкара» Kızılelma разрабатывается для использования с будущим беспилотным кораблем ВМС Турции, который строится для замены авианосца после того, как страна была исключена из программы F-35.

Ожидается, что Kızılelma будет иметь ряд вооружений, включая высокоточные боеприпасы, ракеты класса «воздух — воздух» и крылатые ракеты от турецких производителей, что отражает акцент Анкары на развитии своей отечественной оборонной промышленности.

Kızılelma разрабатывается в той или иной форме с 2013 года, но в последние годы он быстро прогрессирует.

Сельчук Байкар утверждает, что Kızılelma будет иметь функции, которые сделают его скрытным. К ним относится угловая конструкция, которая обеспечивает малый отпечаток на экране радара, и внутренний отсек для оружия. Другие расширенные функции включают в себя радар с активной решеткой с электронным сканированием, антенну, позволяющую осуществлять просмотр как на линии прямой видимости, так и за ее пределами, а также возможность взлетать и приземляться полностью автономно.

Два прототипа, которые разрабатывает «Байкар», работают на дозвуковом двигателе АЛ-25ТЛТ, произведенном украинской фирмой «Ивченко-Прогресс». Она продолжает выполнять заказы, несмотря на продолжающуюся атаку России. Будущие Kızılelma будут иметь более продвинутый двигатель AI-322 °F, что позволит им достигать сверхзвуковых скоростей. По крайней мере один запланированный будущий вариант будет иметь двухмоторную конструкцию.

Сельчук Байкар объявил в конце января, что Kızılelma завершил свой второй испытательный полет. Вслед за тем турецкие СМИ сообщили, что «Байкар» планирует проводить испытания в течение целого года, прежде чем начать массовое производство.

Не было бы счастья, да санкции помогли

TCG Anadolu. © Кадр из видео

Военно-воздушные силы Турции будут не единственными, кто купит Kızılelma. Военно-морской флот Турции планирует сделать его основным самолетом на своем первом новейшем авианосце TCG Anadolu, который вскоре может стать первым авианосцем с воздушным крылом, в основном состоящим из беспилотников.

Корабль построен с рампой на носу и модифицируется, чтобы включить систему остановки, гарантирующую, что Kızılelma может безопасно приземлиться.

Базирующиеся в TCG Anadolu БПЛА Kızılelma будут работать вместе с военно-морским вариантом TB2, который в настоящее время находится в разработке.

Байкар утверждает, что Kızılelma сможет взлететь и приземлиться на авианосцах с короткими взлетно-посадочными полосами, таких как TCG Anadolu.

Морской вариант, известный как TB3, будет иметь более длинные крылья, которые можно сложить для хранения на борту, более высокий взлетный вес, чем у его предшественника, и общую полезную нагрузку почти в два раза больше, чем у TB2.

Турецкие СМИ утверждают, что помимо воздушного боя Kızılelma смогут проводить наступательные операции, оказывать близкую воздушную поддержку и атаковать противовоздушную оборону противника. TB3, вероятно, будет использоваться для разведывательных операций.