Кино

Краткая история «пристойной» порнографии: 1970-е

0 4879

«Без порно жить нельзя на свете, нет», — перефразируем мы слова известной опереточной арии, задавшись целью вычленить из общего потока мировой порнографии некие смысловые и культурные вершины — те фильмы, без которых человеческое знание о предмете определённо было бы неполным.

Учитывая, что официально порно остаётся в нашей стране как будто бы под запретом, возьмём для рассмотрения только то кино, которое не является порнографией как таковой, но так или иначе использует её приёмы — в художественных, разумеется, целях. Углубляться вдаль веков мы также не будем, взяв в качестве опорной точки конец 1960-х — закат сексуальной революции, нашедший зримое выражение на большом экране.

Фрагмент из фильма «Я любопытна — фильм в жёлтом»

«Я любопытна — фильм в жёлтом» (Швеция, 1967)

Одна из первых лент, получивших репутацию «порнографических», но всё-таки вышедших в широкий прокат, по сегодняшним меркам может показаться невиннее миллиона иных фильмов. По сути своей это больше социальное кино о жизни студентки — в котором для привлечения внимания актриса иногда раздевается (и что-то такое происходит ещё). Когда однажды эту картину показали на одном из московских кинофестивалей, в финале по залу отчётливо разнеслось всеобщее разочарование: «И где же тут порно?..» И тем не менее, для 1967-го года даже такое казалось немыслимым откровением.

Чуть позже режиссёр Вильгот Шёман поставил и продолжение: «Я любопытна — фильм в голубом».

Трейлер фильма «Полуночный ковбой»

«Полуночный ковбой» (США, 1969)

Несмотря на то, что эта картина вовсе не является порнографией в современном смысле этого слова, с неё в какой-то мере начинается «эпоха распущенности»: будучи выпущенным с рейтингом «только для взрослых», «Полуночный ковбой» стал первым фильмом подобного рода, получившим главные награды как Британской, так и Американской киноакадемий. Сексуальное вольнодумство, таким образом, было легализовано — и герой Джона Войта, жиголо-проститутка, стал как бы «первой ласточкой», ознаменовавшей приход своеобразной «весны» для ранее строго-настрого запрещённых эпизодов.

Карьеру «порнографического» режиссёра Джон Шлезингер продолжать не стал и, пожалуй, в контексте нашего материала наиболее интересна самая последняя его работа: «Лучший друг» с забеременевшей Мадонной.

Фрагменты из фильма «Последнее танго в Париже»

«Последнее танго в Париже» (Франция — Италия, 1972)

Вдовец и невеста — Марлон Брандо и Мария Шнайдер — встречаются в пустой квартире, валятся на пол, в ход идёт масло… Особую известность эта картина получила в Советском Союзе, на долгое время став здесь едва ли не эквивалентом порнографии — хотя на самом деле фильм совершенно о другом. Если отсечь скандальные сцены, останется глубокая экзистенциальная, психологическая драма — в которой говорится, естественно, не только об анальном сексе.

Получивший за эту работу режиссёрскую номинацию на «Оскар» (нечастое дело для неанглоязычного кино), Бернардо Бертолуччи остался в числе лидеров «эстетской порнографии», введя её элементы в свой эпос «ХХ век», а уже в новом веке поставив разнузданных «Мечтателей».

Трейлер фильма «Глубокая глотка»

«Глубокая глотка» (1972, США)

Единственный в нашем коротком списке фильм, не носящий, кажется, никакой иной культурной ценности, кроме чисто порнографической. Собственно, лента Джерарда Дамиано вошла в историю кино как первый пример такого рода произведения, не только вышедшего в Америке в широкий прокат, но и ставшего настоящим коммерческим суперхитом. К тому же, как утверждают знатоки, именно здесь были заложены главные основы жанра, растиражированные впоследствии всей индустрией.

Последовавший на волне успеха сиквел не имел уже такого же безусловного признания (а все прочие «части» вообще были лишены какой-либо связи с оригиналом). Зато о том, как снималось это кино, можно узнать из документального фильма «В глубокой глотке» и игрового байопика «Лавлэйс», в котором обладательницу клитора в горле сыграла «тихоня» Аманда Сайфред.

Фрагмент из фильма «Турецкие сладости»

«Турецкие сладости» (1973, Нидерланды)

Сыгранный Рутгером Хауэром скульптор, недавно будто бы порвавший с женой, впадает в грех быстрого и необременительного секса. Не главный, но важный для жанра фильм, показавший миру, на что ещё способны европейцы. Тем более — люди, выросшие в Мекке греха — Амстердаме.

Получив иноязычную номинацию на «Оскар», Паул Верхувен своего шанса не упустил — и позднее стал Полом Верховеном, одним из законодателей основ подлинно провокационного, подлинно эротического кино, поставив такие «горячие» фильмы как «Плоть + кровь», «Основной инстинкт», «Шоугёлз». Недавно он вернулся в большое кино с эротическим же триллером «Она».

Фрагмент из фильма «Вальсирующие»

«Вальсирующие» (Франция, 1974)

Французский манифест сексуальной революции: криминальные и вольнодумные похождения двух друзей и их общей любовницы. Сегодня может показаться, что здесь нет не только порнографии, но даже и эротики, но сорок лет назад пугала сама свобода декларируемых здесь нравов: своим появлением фильм с Жераром Депардье, Патриком Девэром, Миу-Миу, Жанной Моро и молоденькой Изабель Юппер разрушил многие барьеры, казавшиеся доселе незыблемыми.

Режиссёр Бертран Блие и дальше продолжил проверять общественную мораль на прочность, сделав сексуальный эпатаж одной из главных тем своего творчества: смотри, например, «Слишком красивая для тебя» или «Сколько ты стоишь?».

Трейлер фильма «Эммануэль»

«Эммануэль» (Франция, 1974)

Секс-приключения жены дипломатического работника в Бангкоке — культовая классика жанра, фильм, практически легализовавший софт-порно на большом экране. Сейчас, конечно, можно спорить о степени провокационности многих моментов, признавая их пусть и очень откровенными, но всё же скорее эротическими. Однако даже сегодня «Эммануэль» куда круче каких-нибудь «50 оттенков», а Дакота Джонсон по сравнению с Сильвией Кристель — само олицетворение скромницы. Показательны и прокатные достижения: фильм оставался в репертуаре одного парижского кинотеатра чуть ли не два десятилетия — что было зафиксировано Книгой рекордов Гиннесса.

Эммануэль в итоге стала героиней полноценной франшизы, само имя стало нарицательным, а режиссёр Жюст Жэкин продолжил исследовать границы дозволенного, в частности, в «Истории О» и «Любовнике леди Чаттерлей».

Трейлер фильма «Сало, или 120 дней Содома»

«Сало, или 120 дней Содома» (Италия, 1975)

Закат итальянского фашизма: разврат, о котором вы даже могли и не догадываться. Секс, насилие, запредельный натурализм — несмотря на широту итальянских взглядов и на то, что фильм притворяется «историческим», споры о его возможности пребывать в национальном прокате велись на судебном уровне. «Порнография!» — таков был вердикт самых непреклонных.

«Сало» стало последним фильмом великого Пьера Паоло Пазолини (он был убит незадолго до премьеры), который активно разрабатывал тему греховного запретного плода в классических экранизациях «Декамерона» и «Кентерберийских рассказов», а также в мощнейшей «Теореме» (1968), которая, честно говоря, и сама могла бы занять место в этой десятке.

Фрагмент из фильма «Империя чувств» («Коррида любви»)

«Империя чувств» (или «Коррида любви», 1976, Япония)

История страстной любви богача и служанки из программы Каннского кинофестиваля. Фильм японского классика Нагисы Осимы по праву считается одной из вершин жанра, где откровенные сцены — не потакание похотливым вкусам толпы, а двигатель полного драматизма сюжета. Причём зрителей особенно шокирует не столько показ интимных прелюбодеяний, сколько кульминация с отрезанием детородного органа: такое и правда на экране увидишь не часто.

Несмотря на то, что Осиму за его «разнузданное кино» даже судили, свои творческие эксперименты он не оставил, в последующих работах отдав дань и гомосексуальной тематике («Табу»), и даже зоофилии («Макс, моя любовь»).

Трейлер фильма «Калигула»

«Калигула» (Италия — США, 1979)

Байопик самого страстного императора Рима, снятый при поддержки медиа-империи «Пентхаус» — со всеми вытекающими моментами. Практически эталон экранного «бесстыдства», сумевшего «обмануть» и вовлечь в свои сети звёзд с мировой репутацией — таких как Малкольм МакДауэлл, Хелен Миррен, Питер О’Тул и Джон Гилгуд.

На достигнутом Тинто Брасс останавливаться не стал и с годами только укрепил репутацию как бы крупнейшего «автора» в области кинематографической похабени. Только дальше он обходился уже куда как менее известными актёрами, всё больше и больше оперируя эротической составляющей. Побывав однажды на ММКФ, был принят по-царски — что лишний раз подтвердило, что государственный запрет не мешал нашим людям наслаждаться его творчеством.