Кино

Краткая история российского кино за последнюю четверть века

6 1410

25-й «Кинотавр» был в прошлом году, но четверть века главному российскому фестивалю исполняется в этом. Свою историю — и нумерацию, что немаловажно — детище Марка Рудинштейна, ныне возглавляемое Александром Роднянским, ведёт с апреля 1990-го года, когда в Подольске прошёл «Фестиваль некупленных фильмов». Целью данного начинания была поддержка отечественных картин в то время, когда некогда мощный советский кинопрокат доживал последние дни: «своё» оказалось никому не нужным, брать готовы были только «чужое». И хотя успех мероприятия был относительным, спустя год встреча киношников состоялась снова — но уже в Сочи и уже под новым, окончательно закрепившимся названием: «Кинотавр».

О лентах, которые претендуют на победу в 2015-м, «Киноридус» уже рассказал. Сейчас же вспомним былых фестивальных призёров — правда, не всех, а только обладателей Главной награды: ведь мало того, что есть разные номинации, так в некоторые годы параллельно одному конкурсу шли другие, в которых «зрительские» хиты противопоставлялись «авторским» высказываниям, а творения мастеров — работам дебютантов. Некоторые из фильмов-победителей уже подзабыты, но большинство любимы и сегодня: это наш «золотой фонд», наша классика, список, по которому можно судить, как развивалось наше кино в эти 25 лет.

1

№ 1 — 1990: «Месть», реж. Ермек Шинарбаев

История затянувшегося на долгие годы отмщения: сбежавшего убийцу девочки ищет сперва её отец, а потом брат; казахский фильм про корейцев.

2

№ 2 — 1991: «Сукины дети», реж. Леонид Филатов

Театральное закулисье во время бунта: блистательная трагикомедия с выдающимся актёрским ансамблем, в основе сюжета — судьба Театра на Таганке.

3

№ 3 — 1992: «Солнце неспящих», реж. Темур Баблуани

Отношения отца и сына — ищущего целительную вакцину врача и малолетнего преступника; грузинские кинематографисты подвели черту под советской эпохой.

4

№ 4 — 1993: «Анкор, ещё анкор», реж. Пётр Тодоровский

Амурные страсти в военном гарнизоне вскоре после окончания Великой Отечественной; безусловная правда по мнению одних, скандальное «очернение родины» по мнению прочих.

5

№ 5 — 1994: «Ангелочек, сделай радость», реж. Усман Сапаров

Шестилетний мальчик остаётся один после депортации его сородичей — немцев — из Туркмении; лирическая «детская» повесть на фоне «взрослой» трагедии.

6

№ 6 — 1995: «Особенности национальной охоты», реж. Александр Рогожкин

Русская охота как она есть; главная отечественная комедия обозреваемого периода.

7

№ 7 — 1996: «Кавказский пленник», реж. Сергей Бодров

Сюжет Льва Толстого, не потерявший актуальности в новой действительности; одна из первых попыток художественными средствами осмыслить русско-чеченскую войну.

8

№ 8 — 1997: «Брат», реж. Алексей Балабанов

После армии Данила Багров становится убийцей; культовое кино, обессмертившее своих создателей.

9

№ 9 — 1998: «Время танцора», реж. Вадим Абдрашитов

Миновав локальную войну, в бывшей «горячей точке» живут друзья-«победители»; драма о людях, сломленных своим временем.

10

№ 10 — 1999: «Блокпост», реж. Александр Рогожкин

Солдатские будни по чужим приказам; фильм о войне без войны — страшное в своей «простоте» свидетельство того, что было на Северном Кавказе.

11

№ 11 — 2000: «Лунный папа», реж. Бахтиёр Худойназаров

Таджикская девушка забеременела от незнакомца; прекрасная и уникальная в своём роде восточная легенда.

12

№ 12 — 2001: «Нежный возраст», реж. Сергей Соловьёв

«Как закалялась сталь» в эпоху суровых 80-х и лихих 90-х; грустная биография потерянного поколения.

13

№ 13 — 2002: «Война», реж. Алексей Балабанов

Выбравшись из чеченского плена, солдат возвращается обратно — чтобы спасти остальных; если возможен по-настоящему правдивый боевик — вот он.

14

№ 14 — 2003: «Старухи», реж. Геннадий Сидоров

В глухую российскую деревушку приезжает семья беженцев; скромная, зато честная трагикомедия, успешно, без надрыва, сочетающая две болезненные темы.

15

№ 15 — 2004: «Водитель для Веры», реж. Павел Чухрай

Карьерный роман в Крыму 60-х; богато выглядящее ретро, написанное яркими красками и широкими мазками.

16

№ 16 — 2005: «Бедные родственники», реж. Павел Лунгин

Наш народ таков, что даже липовую родню готов принять за свою безо всяких оговорок; забавный, но не бесспорный анекдот по национальному вопросу.

17

№ 17 — 2006: «Изображая жертву», реж. Кирилл Серебренников

Современное бытие как череда следственных экспериментов; «новая драма» приходит в кино, принося с собой ту настоящую речь, на которой в реальности говорит улица.

18

№ 18 — 2007: «Простые вещи», реж. Алексей Попогребский

Горечи и радости рядового анестезиолога, познакомившегося с некогда популярным артистом; редкий фильм не про дурака, бойца, комика или преступника, а про простого человека.

19

№ 19 — 2008: «Шультес», реж. Бакур Бакурадзе

История молчаливого вора; язык картины таков, что её надо смотреть, а не слушать.

20

№ 20 — 2009: «Волчок», реж. Василий Сигарев

Трагедия о девочке, ставшей сиротой при живой, но падшей матери; ровно та злободневная якобы «чернуха», на которую противники нашей «новой волны» так любят показывать пальцем, будто бы не веря, что подобное возможно.

21

№ 21 — 2010: «Перемирие», реж. Светлана Проскурина

Путешествие молодого шофёра по провинциальной России; ещё одно размышление о стране вчера и сегодня.

22

№ 22 — 2011: «Безразличие», реж. Олег Флянгольц

Вновь про любовь в 60-х; стилизованный «нуар», снятый ещё до возникновения «Кинотавра» и доделанный спустя два десятилетия.

23

№ 23 — 2012: «Я буду рядом», реж. Павел Руминов

Готовясь к неминуемому, неизлечимо больная мать ищет для сына новых родителей; душещипательная мелодрама о смерти, вопреки теме — необыкновенно жизнеутверждающая.

24

№ 24 — 2013: «Географ глобус пропил», реж. Александр Велединский

Учитель, женщины, ученики; школьная повесть про очередного «лишнего» человека, смешная и грустная.

25

№ 25 — 2014: «Испытание», реж. Александр Котт

Четверо в степи: отец да дочь, да два поклонника; немое кино, берущее визуальной силой.

26 Фрагмент постера 26-го ОРКФ «Кинотавр»

№ 26 — 2015: ?????

Победитель 26-го «Кинотавра» станет известен 14-го июня.