25-й «Кинотавр» был в прошлом году, но четверть века главному российскому фестивалю исполняется в этом. Свою историю — и нумерацию, что немаловажно — детище Марка Рудинштейна, ныне возглавляемое Александром Роднянским, ведёт с апреля 1990-го года, когда в Подольске прошёл «Фестиваль некупленных фильмов». Целью данного начинания была поддержка отечественных картин в то время, когда некогда мощный советский кинопрокат доживал последние дни: «своё» оказалось никому не нужным, брать готовы были только «чужое». И хотя успех мероприятия был относительным, спустя год встреча киношников состоялась снова — но уже в Сочи и уже под новым, окончательно закрепившимся названием: «Кинотавр».
О лентах, которые претендуют на победу в 2015-м, «Киноридус» уже рассказал. Сейчас же вспомним былых фестивальных призёров — правда, не всех, а только обладателей Главной награды: ведь мало того, что есть разные номинации, так в некоторые годы параллельно одному конкурсу шли другие, в которых «зрительские» хиты противопоставлялись «авторским» высказываниям, а творения мастеров — работам дебютантов. Некоторые из фильмов-победителей уже подзабыты, но большинство любимы и сегодня: это наш «золотой фонд», наша классика, список, по которому можно судить, как развивалось наше кино в эти 25 лет.
№ 1 — 1990: «Месть», реж. Ермек Шинарбаев
История затянувшегося на долгие годы отмщения: сбежавшего убийцу девочки ищет сперва её отец, а потом брат; казахский фильм про корейцев.
№ 2 — 1991: «Сукины дети», реж. Леонид Филатов
Театральное закулисье во время бунта: блистательная трагикомедия с выдающимся актёрским ансамблем, в основе сюжета — судьба Театра на Таганке.
№ 3 — 1992: «Солнце неспящих», реж. Темур Баблуани
Отношения отца и сына — ищущего целительную вакцину врача и малолетнего преступника; грузинские кинематографисты подвели черту под советской эпохой.
№ 4 — 1993: «Анкор, ещё анкор», реж. Пётр Тодоровский
Амурные страсти в военном гарнизоне вскоре после окончания Великой Отечественной; безусловная правда по мнению одних, скандальное «очернение родины» по мнению прочих.
№ 5 — 1994: «Ангелочек, сделай радость», реж. Усман Сапаров
Шестилетний мальчик остаётся один после депортации его сородичей — немцев — из Туркмении; лирическая «детская» повесть на фоне «взрослой» трагедии.
№ 6 — 1995: «Особенности национальной охоты», реж. Александр Рогожкин
Русская охота как она есть; главная отечественная комедия обозреваемого периода.
№ 7 — 1996: «Кавказский пленник», реж. Сергей Бодров
Сюжет Льва Толстого, не потерявший актуальности в новой действительности; одна из первых попыток художественными средствами осмыслить русско-чеченскую войну.
№ 8 — 1997: «Брат», реж. Алексей Балабанов
После армии Данила Багров становится убийцей; культовое кино, обессмертившее своих создателей.
№ 9 — 1998: «Время танцора», реж. Вадим Абдрашитов
Миновав локальную войну, в бывшей «горячей точке» живут друзья-«победители»; драма о людях, сломленных своим временем.
№ 10 — 1999: «Блокпост», реж. Александр Рогожкин
Солдатские будни по чужим приказам; фильм о войне без войны — страшное в своей «простоте» свидетельство того, что было на Северном Кавказе.
№ 11 — 2000: «Лунный папа», реж. Бахтиёр Худойназаров
Таджикская девушка забеременела от незнакомца; прекрасная и уникальная в своём роде восточная легенда.
№ 12 — 2001: «Нежный возраст», реж. Сергей Соловьёв
«Как закалялась сталь» в эпоху суровых 80-х и лихих 90-х; грустная биография потерянного поколения.
№ 13 — 2002: «Война», реж. Алексей Балабанов
Выбравшись из чеченского плена, солдат возвращается обратно — чтобы спасти остальных; если возможен по-настоящему правдивый боевик — вот он.
№ 14 — 2003: «Старухи», реж. Геннадий Сидоров
В глухую российскую деревушку приезжает семья беженцев; скромная, зато честная трагикомедия, успешно, без надрыва, сочетающая две болезненные темы.
№ 15 — 2004: «Водитель для Веры», реж. Павел Чухрай
Карьерный роман в Крыму 60-х; богато выглядящее ретро, написанное яркими красками и широкими мазками.
№ 16 — 2005: «Бедные родственники», реж. Павел Лунгин
Наш народ таков, что даже липовую родню готов принять за свою безо всяких оговорок; забавный, но не бесспорный анекдот по национальному вопросу.
№ 17 — 2006: «Изображая жертву», реж. Кирилл Серебренников
Современное бытие как череда следственных экспериментов; «новая драма» приходит в кино, принося с собой ту настоящую речь, на которой в реальности говорит улица.
№ 18 — 2007: «Простые вещи», реж. Алексей Попогребский
Горечи и радости рядового анестезиолога, познакомившегося с некогда популярным артистом; редкий фильм не про дурака, бойца, комика или преступника, а про простого человека.
№ 19 — 2008: «Шультес», реж. Бакур Бакурадзе
История молчаливого вора; язык картины таков, что её надо смотреть, а не слушать.
№ 20 — 2009: «Волчок», реж. Василий Сигарев
Трагедия о девочке, ставшей сиротой при живой, но падшей матери; ровно та злободневная якобы «чернуха», на которую противники нашей «новой волны» так любят показывать пальцем, будто бы не веря, что подобное возможно.
№ 21 — 2010: «Перемирие», реж. Светлана Проскурина
Путешествие молодого шофёра по провинциальной России; ещё одно размышление о стране вчера и сегодня.
№ 22 — 2011: «Безразличие», реж. Олег Флянгольц
Вновь про любовь в 60-х; стилизованный «нуар», снятый ещё до возникновения «Кинотавра» и доделанный спустя два десятилетия.
№ 23 — 2012: «Я буду рядом», реж. Павел Руминов
Готовясь к неминуемому, неизлечимо больная мать ищет для сына новых родителей; душещипательная мелодрама о смерти, вопреки теме — необыкновенно жизнеутверждающая.
№ 24 — 2013: «Географ глобус пропил», реж. Александр Велединский
Учитель, женщины, ученики; школьная повесть про очередного «лишнего» человека, смешная и грустная.
№ 25 — 2014: «Испытание», реж. Александр Котт
Четверо в степи: отец да дочь, да два поклонника; немое кино, берущее визуальной силой.
№ 26 — 2015: ?????
Победитель 26-го «Кинотавра» станет известен 14-го июня.