Общество

Кредитные истории по-прежнему доступны в Сети лишь частично

0 256

Заемщиков периодически информируют о новых сервисах, которые сделают их жизнь более комфортной. Например, на днях бюро кредитных историй (БКИ) «Эквифакс кредит сервисиз» (доля рынка – более 35%) объявило о том, что граждане теперь могут получать свои кредитные истории онлайн: говоря по-простому, не выходя из дома, через интернет. Что такое кредитная история и почему она так важна, сейчас не знают только те, кто ни разу не обращался в банк за кредитом, то есть единицы. Однако, как выяснил Банк.ru, кредитные истории по-прежнему «страшно далеки от народа», и получить их в Сети, увы, пока нельзя.

«До сих пор получение кредитной истории было довольно трудоемким процессом: для этого необходимо было лично обратиться в БКИ, направить нотариально заверенный запрос о получении истории по почте и оформить запрос в виде телеграммы, причем делать это при каждом запросе своей истории, – поясняет гендиректор «Эквифакс кредит сервисиз» Олег Лагуткин в интервью газете «Коммерсант». – Был и другой вариант – получить историю через партнеров БКИ, но эта услуга платная (около 1 тыс. руб. за запрос)».

Аналогичный сервис уже несколько месяцев предоставляет на своем сайте еще один крупнейший игрок рынка кредитных историй – Национальное бюро кредитных историй (НБКИ; доля рынка – более 35%). Сервис реализован эксклюзивным партнером НБКИ – ЗАО «Агентство кредитной информации», которое специализируется на предоставлении гражданам информации о кредитных историях.

«Эквифакс кредит сервисиз» и НБКИ совместно аккумулируют информацию примерно о 80% всех накопленных данных о кредитных историях в России. Таким образом, если «трудоемкий процесс», о котором говорит Олег Лагуткин, удалось существенно упростить методом выхода в онлайн, то эта новость, безусловно, имеет позитивный заряд. Ведь трудоемкость процесса налицо: для получения кредитной истории нужно потратить и время, и деньги.

Тем не менее, знакомство с процедурой регистрации на сайте «Эквифакса» позволяет сделать вывод о том, что никакого «онлайна» в вопросе получения кредитной истории на самом деле нет. Все равно гражданину придется идентифицироваться лично: либо явкой в БКИ, либо походом к нотариусу. Причем, это общая практика на рынке. Процедура регистрации в «Агентстве кредитной информации» (партнер НБКИ) аналогична – после личной идентификации клиент получает пароль, с которым уже можно пользоваться услугой, действительно, в онлайне.

Возникает резонный вопрос: что мешает, например, идентифицировать клиента номером банковской карты и sms-подтверждением на телефонный номер, на который зарегистрирована карта? Схема, пожалуй, самая очевидная. Что не позволяет ее реализовать? Участники рынка прокомментировали эту ситуацию порталу Банк.ru.

Олег Лагуткин, генеральный директор «Эквифакс кредит Сервисиз»:

«Вопрос переноса всего процесса в формат «онлайн» очень актуален. Например, в США и ряде других стран компания Equifax предоставляет пользователям такую возможность через сервис eID (Electronic Identification). Смысл такой идентификации в том, что пользователь отвечает на вопросы, составленные на основе информации в его кредитной истории. Подобрать или угадать ответы нереально, а вот ответить, обладая информацией, труда не составляет. Наше бюро единственное в России имеет опыт внедрения электронной идентификации eID совместно с системой электронных платежей «Яндекс.Деньги». Однако в этом случае исключен доступ к персональным данным. Использовать нашу систему в ходе доступа к своей кредитной истории, к сожалению, пока невозможно в виду законодательных ограничений».

Александр Викулин, генеральный директор Национального бюро кредитных историй (НБКИ):

«Авторизация по банковской карте теоретически дает гарантию идентификации личности, но, только в случае идентификации клиента самим банком-эмитентом. Бюро не может принимать этот способ идентификации, так как это потребует от нас получения соответствующих гарантий со стороны банка. Авторизация с помощью sms-уведомления и других методов с использованием сервисов мобильных операторов, менее надежна, так как, по сложившейся у нас в стране практике, выдача телефонных SIM-карт, зачастую, осуществляется вообще без удостоверения личности абонента. Удаленная авторизация с использованием комбинированных методик, пока, во-первых, сложна, во-вторых, не позволяет избежать всех проблем. Тем не менее, не все так плохо. Технологии развиваются, в том числе и в области электронной коммерции. Совершенствуется и наше законодательство. Надеюсь, что в недалеком будущем мы придем к опыту ряда стран, где всю работу с бюро гражданин может осуществлять по интернету».

Эрнесто СУАРЕС