Общество Религия

Крещение в древней Руси

13 396

Мне всегда был интересен вопрос- почему наша страна так стремящаяся в "светлое будущее", столько внимания уделяет религии? Но это тема очень сложная и объемная. Для начала я решил поинтересоваться почему с каждым годом все больше и больше людей принимает участие в таком действе как Крещенское омовение. Я на протяжении многих лет каждую зиму снимаю это мероприятие и не мог не заметить, что людей, которые желают окунуться в ледяную прорубь, становиться все больше. Если раньше можно было кого-то удивить словами :"Я купался в крещение!", то сейчас это уже вообще никого не удивляет. Все или купались уже или в собираются вскоре. Заранее уточню-я не против купания в проруби, не против религиозного аспекта этого купания или чисто оздоровительного.
Для того чтобы как-то прочувствовать всю серьезность я решил посетить два места массового омовения, одно- это церковь Бориса и Глеба в Кидекше - одна из самых старинных церквей на территории Древней Владимирской Руси (построена в 1152 году). Была заложена еще Юрием Долгоруким в честь своих сыновей. Вообще место очень исторически интересное и если кто-то захочет побольше узнать- веллкам в Википедию, там информации много. Да и доехать от Москвы не далеко- каких-то 200 км.
В самом храме службы как таковой не обещали, сразу собирались идти к Нерли, где был готовь прорубь в виде креста. Пока готовился крестный ход, весь народ (примерно человек 100) находились в храме. Кто свечки ставил, кто воду освященную наливал себе в бутылки, кто просто в сторонке стоял.

Я обратил внимание, что большая часть находившихся в церкви это далеко не пожилые люди. Очень много молодежи.

Вскоре появился батюшка и коротко пояснил, что сейчас будет происходить.

Отец Андрей: "В нашей повседневной жизни не происходит чудес. Сейчас же вы станете свидетелями чуда божьего. Освященную в эту ночь воду можно пить, она не портиться. У меня дома такая вода стоит еще с 90х годов и ее можно спокойно пить. Прошу вас отнестись к сегодняшнему обряду с должным пониманием и почтением. Сейчас же мы пройдем крестным ходом до реки и будем петь псалмы- прошу вас прислушаться к словам"

К моменту, когда мы подошли к берегу, там уже собралась приличная толпа. Сход на берег охраняли всего 3 или 4 полицейских и естественно толпа прошла, их крики не замечая, и лед стал угрожающе щелкать. И конечно, в самый разгар молебна, лед довольно ощутимо просел. Толпа ломанулась в сторону берега. Но слава богу все обошлось и дальше этого дело не пошло. И началось то, ради чего все пришли.

Вот тут то я и стал спрашивать у тех, кто выходил из воды, зачем они это делают. Понимаю, вопрос идиотский, но мне хотелось услышать их интерпретацию происходящего. Большинство говорили, что это святой праздник и НАДО совершить омовение в освященную воду. Некоторые люди говорили о том что грехи "смывают". Ну в общем было видно, что люди пришли сюда по религиозным соображениям. Один только лишь человек оказался не настолько религиозным.

Артем: "Я искупался не из-за крещения, не из-за грехов каких-то. Просто искупался. Раз в год можно, ничего со мной не случится"

Ну и для того чтоб взглянуть на "других" купающихся людей, утром я поехал в популярный в Суздале гостиничный комплекс, где купаются те кто не хочет толкаться ночью на берегу замерзшей реки. И вот, если отвернуться от припаркованных лексусов и круизеров, то когда люди стоят у проруби в чем мать родила- разницы я не увидел, что те ночью у храма, что эти в модном гостиничном комплексе. Мерзнут так же, крестяться так же и так же три раза окунаются с головой в ледяную воду.

Все эти поездки в общем мне дали примерное понятие почему народ лезет в воду. Большинство все таки верит в религиозное значение этого обряда и погружается с головой в воду с верой в бога. Но как показал мой разговор с архимандридом Зосимом, церковь никакого отношения к этим омовениям не имеет. " Церковь не отвергает этот обряд, но и не призывает к этому. Это просто народная традиция. Все то что не является заведомо неприемлемым церковь может переварить, облагородить и использовать чтобы проповедовать Иисуса Христа. Я считаю что священники должны использовать все возможности и методы чтобы свидетельствовать о Христе" А как же тогда крестный ход? Молебны у проруби? Если церковь не имеет отношения к этому народному развлечению, то при чем здесь священники и зачем они участвуют в этих омовениях? Получается, что церковь использует этот "флеш-моб" для своего пиара. Они не поддерживают, но с удовольствием принимают участие.
Ну если к церкви это никакого отношения не имеет, тогда наверно и я скоро искупаюсь)