Авто Бизнес Экономика

«Крёстный отец» электромобилей объяснил, почему в этой сфере побеждает Китай

0 2291

Человек, которого часто называют «крёстным отцом электромобилей», считает, что отказ от них в пользу гибридов — глупая и даже опасная затея. В интервью изданию Business Insider бывший генеральный директор Aston Martin и исполнительный директор Nissan Энди Палмер заявил, что поступающие подобным образом автопроизводители рискуют ещё больше отстать от китайских конкурентов.

Палмер руководил разработкой Nissan Leaf — первого в мире электромобиля для массового рынка, продажи которого с момента его выпуска в 2010 году превысили полмиллиона единиц.

«Хотел бы я сказать, что это было продиктовано стремлением сделать мир лучше. Но на самом деле это было вызвано тем, что Toyota Prius надрал нам задницу», — признался топ-менеджер.

По его словам, вместо того чтобы копировать успех гибридного Prius, он подтолкнул Nissan к созданию полностью электрического автомобиля, в конечном итоге заручившись поддержкой тогдашнего генерального директора компании Карлоса Гона.

Более десяти лет спустя Палмер скептически относится к автопроизводителям, которые выбрали противоположный путь и перешли на гибриды, когда внедрение электромобилей замедлилось.

«Гибриды — дорога в ад. Это переходная стратегия. Чем дольше вы остаётесь в этом переходном состоянии, тем медленнее адаптируетесь к новому миру», — утверждает Палмер.

Откладывая переход на электромобили в пользу гибридов, компании ещё дольше остаются неконкурентоспособными и позволяют китайцам продолжать развивать свой рынок и лидерство, уточнил он. «Честно говоря, я считаю, это глупая затея», — добавил эксперт.

Китай вырывается вперёд

Мировой автопром в последние несколько лет был потрясён стремительным ростом китайских брендов, таких как BYD, которые завоевали внутренний рынок с помощью ряда доступных и высокотехнологичных электромобилей и гибридов, после чего быстро расширяют деятельность за рубежом.

«Китайские автомобили чертовски хороши. Они отличаются замечательным соотношением цены и качества. Их технология производства аккумуляторов является передовой в своём классе. Они уделили большое внимание программному обеспечению», — говорит Палмер.

Он связывает успех китайской индустрии электромобилей с долгосрочной промышленной стратегией страны. Одно исследование показало, что с 2009 года китайское правительство потратило по меньшей мере 230 миллиардов долларов на субсидии производителям электромобилей.

Завод-изготовитель BYD Auto. © wikipedia.org

Палмер, который ранее входил в совет директоров Dongfeng Motor Company, совместного предприятия Nissan и китайского государственного автопроизводителя Dongfeng, сказал, что воочию убедился, насколько агрессивной была стратегия Китая в области электромобилей.

И США, и Европа отреагировали на рост китайских автопроизводителей введением импортных пошлин, направленных на защиту собственной автомобильной промышленности. Но Палмер считает, что тарифы только навредят способности западных компаний конкурировать с китайцами.

«Мой опыт работы с тарифами показывает, что они просто делают вашу местную промышленность ленивой. Разрыв становится ещё больше», — предупредил он.

Вместо этого, по мнению Палмера, автопроизводители должны готовиться к битве за «выживание сильнейшего» с китайскими автопроизводителями, особенно в Европе, где такие компании, как BYD и Xpeng, имеют амбициозные планы расширения.

«Китайские фирмы извлекут уроки из конкуренции в Европе, потому что это самый сложный рынок в мире. Если они смогут это сделать, станут непобедимыми», — сказал Палмер.

Выстрел в ногу

Стремительный рост китайских производителей электромобилей поставил под серьёзное давление Nissan, бывшего работодателя Палмера, и его японских конкурентов Toyota и Honda. Nissan объявил в ноябре, что уволит 9000 сотрудников, в то время как Toyota и Honda сталкиваются со снижением продаж в Китае и общей прибыли. На днях Nissan и Honda подписали базовое соглашение о переговорах по слиянию.

Решение Toyota сосредоточиться на гибридах изначально принесло плоды, но поставило её и других японских автопроизводителей в уязвимое положение, поскольку такие ключевые рынки, как Китай, быстро переходят на электромобили, считает Палмер.

«Toyota завела японскую промышленность в тупик, из которого ей будет трудно выбраться», — уверен он.

Штаб-квартира Toyota. © wikipedia.org

Бывший руководитель Nissan заявил, что его прежняя компания «выстрелила себе в ногу», упустив многообещающую линейку электромобилей и десятилетнее лидерство в этой области.

«На моём последнем заседании совета директоров в июле 2014 года я подвергся массированным нападкам со стороны бухгалтеров, которые говорили: „Эти вещи не приносят денег, мы движемся слишком быстро“. Мне удалось одержать победу на том заседании, но я ушёл из компании», — вспоминает Палмер.

Теперь, по его словам, Nissan располагает «очень скудной линейкой продуктов и не имеет очевидного лидерства в области электромобилей», что является «прямым результатом плохого управления».

Как подтолкнуть электромобили

Уходящий год был непростым для электромобилей. Хотя продажи продолжают расти, темпы внедрения замедлились, что заставило автопроизводителей по всему миру сократить инвестиции в этот сегмент.

Главной причиной недостаточного спроса Палмер называет слишком высокую цену. Она должна соответствовать аналогам с двигателями внутреннего сгорания, а для этого нужны аккумуляторы меньшего размера.

По данным Kelley Blue Book, средняя цена электромобиля в США в октябре составила 56 902 доллара по сравнению с 48 623 долларами для автомобилей на газе.

Палмер заявил, что правительства должны стимулировать создание масштабной зарядной инфраструктуры, чтобы потребители меньше беспокоились по поводу расстояний и охотнее покупали более дешёвые автомобили с меньшими батареями и меньшим запасом хода.