В принципе, такие поезда некоторые из вас наверняка видели. «Стрижи» уже давно ходят из Москвы в Нижний Новгород, а также имеется некоторое количество их маршрутов в Казахстане.
Но такой состав с функцией быстрой сменой колеи впервые появился на постсоветском пространстве. Что, конечно, странно, учитывая особенности нашей железной дороги и желание интегрировать её с соседними странами.
Засчёт быстрого прохождения границы (вместо 3 часов на смену колеи тратится 15 минут), а также ускорения графика практически по всему маршруту, маршрут выходит очень быстрым. Поздним утром в 11 часов вы садитесь в Москве, а на следующий день рано утром уже прибываете в Берлин. Всего в пути поезд 22 часа. Поэтому, кстати, он имеет некоторую популярность в отличие от других подобных поездов.
В поезде есть три класса вагонов: сидячка, купе, люкс. Самым востребованным оказывается, как ни странно, купе! Ещё бы, оно всего на тысячу рублей дороже сидячки, а комфорт несравним. В итоге сидячие вагоны и СВ пустуют, а в купейных вагонах теплится жизнь.
По сути даже нельзя это назвать вагонами. Скорее «секции». Потому что все они соединены открытыми проходами, и где начинается один вагон и заканчивается другой, сказать непросто. Это, конечно, прикольно — так пугают эти стрёмные продуваемые переходы между вагонами в обычных поездах.
Но к поезду есть немало претензий. Это теснота и низкие потолки.
Вот, скажем, коридор. Чтобы посмотреть что происходит за окном, надо сгорбиться.
Вместо множества откидных сидушек имеется всего одна в конце вагона не у окна.
Наше купе. Тоже тесновато.
Крючки для верхней одежды расположены у окон. Что ухудшает обзор.
Собственно, на предыдущих фото была кровать в сложенном состоянии. Это вообще особенность всех таких спальных поездов. Помню даже в аргентинском СВ такой же принцип был.
После того как поел — вызываешь проводника (ну, правда, здесь это и самому можно сделать), и он тебе открывает из стены спальную предварительно застеленную полку. Вообще не могу сказать что это удобно. Она, конечно, широкая и просторная — мы с дочкой нормально вместе помещались. Но постоянно закрывать и раскрывать её по каждому поводу не очень радует.
Столик для еды. То, что у окна — для оного не предназначено. Хотите по-человечески покушать — снимаете сверху из багажного отсека специальную полочку, вставляете её в крепления на сидениях, и вуаля. Ане этот процесс очень нравился, единственная радость. Потом полку убираете назад в специальный держатель.
Вот багаж. (слева как раз видны эти съёмные столики для еды). Представьте — мы ехали в купе втроём: я с Аней и женщина Анастасия — украинка из Харькова, живущая в Потсдаме.
Наше счастье, что больше никого не было. Если бы на верхних местах были пассажиры, я не представляю, куда бы мы все вещи распихивали и вообще бы разворачивались. Под сидениями вообще ничего не влезает — с трудом туда коляску запихнули. Я уж не говорю о том, что при раскладывании верхней полки на нижней даже сидеть уже невозможно.
А то, что казалось столиком — на самом деле раковина. Единственная радость, что можно не ходить чистить зубы в другой конец вагона, а делать это на месте. Ну и всякую посуду тоже мыть здесь.
Благо в поездку прилагается комплект одноразовой зубной щётки и пасты, а ещё наушники. Кстати, в районе кровати есть кнопки с поездным радио, который можно слушать через эти наушники. Но выбор там не богатый.
Туалет. Конечно же био. Почему-то сделан с «заворотом». Первый раз встречаю такую систему.
Вместо традиционных титанов в составе стоят аккуратные автоматы с водой как в офисах.
Можно теперь и холодной питьевой водички налить. Дочка любит очень эти автоматы, всю дорогу сюда со стаканчиком бегала.
Везде в поезде надписи на трёх языках. Русский, немецкий, польский.
Почему нет по этой логике белорусского и по нормальной логике английского (на котором, кстати, дублируют все объявления) — непонятно.
А вот тут только по-русски. Мнение инострашек ПИД не интересует.
Интересно, что почти все поверхности украшены логотипами проезжаемых по маршруту городов.
Даже все купе тоже посвящены каким-нибудь городам по пути следования.
Мы, например, ехали в Минске.
Пройдёмся по поезду
Сидячий вагон практически пустой. Ну логично: ехать за такие деньги в кресле целые сутки — точно извращенство. Тогда уж и самолёт можно выбрать. Хотя кресла, конечно, комфортные, с самолётными не сравнить. Если ехать 5−7 часов — лучше и не придумаешь транспорта.
По поездному телеканалу показывают Мимино. «Чита-рита-чита-маргарита-ла!».
Вагон-ресторан. Цены конские.
Уж лучше традиционную курочку. Или драников на станции у бабушек купить, как это я сделал.
Неиспользуемое никем СВ.
Как мне объяснил проводник, тут прямо купе семейного типа. За дверью ещё одна спальня. Или душ. Который тут, кстати, имеется в некоторых люксах.
В поезде есть вай-фай. Да-да! И работает неплохо. Заголовочный сайт, открывающийся при подключении, показывает характеристики поезда: где конкретно едем, с какой скоростью, какие занятные места проезжаем. Можно смотреть и читать про них.
Таблы с бегущей строкой.
Техническая секция в конце состава. Вход запрещён.
Посадка на Белорусском вокзале. С одного пути пассажиры едут в Кубинку, а с другого … чуть дальше.
Проводники выстроились прямо как в китайских поездах.
Машем провожающей нас маме.
Ну, тронулись. Помашем новому символу Москвы.
От Москвы до самого Смоленска остановок поезд не делает. Ели, спали, и проснувшись, застали примыкание ветки из Спас-Деменска в Духовской, а затем — магистрали «Брянск — Рославль — Смоленск».
Традиционные ворота в Европу. Уж сложно мне в ином качестве сей славный град воспринимать.
Смоленский Кремль маячит на заднем плане.
Стоим всего 5 минут.
Ну вот и началась другая страна — Орша. Тут смена бригад, поэтому стоим долго — 15 минут.
Бабушки продают драники и яблоки с огорода. Есть в этом что-то — ехать на модном поезде в буржуйскую Европу и покупать у бабушек на станции провизию. Кстати, принимают они любую валюту — и евро и российские рубли.
Собственно, бригада в процессе смены.
Минск. Здесь наш вагон существенно пополнился. Ещё бы! Минчанам сей экспресс вообще очень удобен. Такой ночной поезд — в 9 вечера садишься, а в 7 утра уже в Берлине.
Смена колёс в Бресте. На заднем плане виден цех с традиционным поездом. На фоне нашего это колупание с тележками уже кажется чем-то таким дремучим и отсталым.
Всё пытался застать момент смены колеи. Мне писали, что какой-то щелчок должен быть. Но нет — абсолютно ничего не было слышно! Въехали в цех, прохали его, встали. Постояли 5 минут. Потом ещё 100−200 м проехали, постояли. И тронулись дальше! Никаких звуков или толчков не было и близко. Так что даже несколько скучно — традиционный процесс смены колеи выглядит куда интереснее и зрелищнее (ещё б когда твой вагон среди ночи слесаря с гаечными ключами на домкратах поднимают).
Погранконтроль при этом проходит быстро и незаметно. В Бресте на станции заходят погранцы и таможенники. Пока колёса меняются, они быстро всех обходят, проверяют, собирают паспорта, и проштамповывают. А затем около самой границы поезд останавливается у погрануправления, где они и выходят. В самом Бресте стоянка — 15 минут. А вот на польской стороне в Тересполе уже всё традиционно: 40 минут стоянка, в течение её пограничники и проходят состав.
Утром проснулись, когда уже поезд подъезжал к Франкфурту. Польшу проскочили просто вихрем. Я только проснулся среди ночи на пару минут когда мы стояли на Варшаве-Всходне. А так, у него есть ещё остановка в Познани. Интересно ещё, что въехав в Польшу, мы резво помчались, разгоняясь до 155 км/ч, при том, что по России и Белоруссии ехали 110−120. Интересно, отчего так? Почему у нас нельзя ускорить движение на магистральной линии до схожих скоростей?
Впрочем, Франкфуртскую станцию я не догадался сфотографировать, да и темно ещё было. Но совсем скоро мы уже доехали до Берлина. Станция Трептов-Парк, где расположен гигантский мемориал, посвящённый ВОВ.
Главный в прошлом вокзал Восточного Берлина — Лихтенберг. Здесь у нас не должно было быть по плану стоянки, но из-за ремонтов мы сюда заехали. В это время пассажирке из соседнего купе стало плохо, и мы ждали пока приедет скорая. Отправились отсюда минут через 20. Соседка воспользовалась стоянкой и вышла здесь. Ей отсюда прямой эс-бан до Потсдама, а с Остбанхофа очень неудобно переходить на другие пути, так как нет лифтов и эскалаторов (что мы потом на себе и ощутили).
Ну вот и прибыли! Битте-нихт-айнштаген. А ещё вчера наш «цуг фон Москау» был на Белорусском вокзале.
Вчера утром он делил платформу с электричкой в Икшу, а сейчас делит с двухэтажником «Регио» из Магдебурга.
А притащил нас сюда польский электровозик ПКП. С самого Тересполя.
Не был ещё на Остбанхофе в период моего двухнедельного проживания в Берлине 3 года назад. Даже и не знал о существовании этого вокзала.
А тут, вот, был.
Общие впечатления. Прикольно разок, конечно, прокатиться. Но не более того. Опыт проезда в иноколейную Европу на таком быстром поезде, безусловно, интересен. Но, объективно, он дороговат и тесноват, хоть и вполне себе комфортен. На самолётах, и, тем более, с пересадками в Бресте или Гродно, выйдет намного дешевле.
Логистичность же оного, когда поражаешься тому, как одни и те же вагоны сначала едут между перервинских электричек и цистерн Татнефти, а потом трутся бок о бок с линией S7 эс-бана, после путешествия на китайском поезде, уже не столь сильно впечатляет. Тогда, что ни говори, это было грандиозно. Тем не менее, обкатать «французские» поезда из Москвы в планах оставляю.
Ну, и, напоследок, отвечу на вопрос, который, конечно же, всех интересует.
- 12700 стоит купе в этом поезде на весь маршрут.
- Верхняя полка на 700 рублей дешевле.
- Сидячка стоит около 10 тыс.,
- люкс — около 18.
- От Минска билет будет стоить от 7 тысяч.
Мне же, фактически, он обошёлся в два раза дешевле. Дети до 4 (!) лет проезжают в международных поездах РЖД бесплатно. А билет на самолёт стоил бы почти полную сумму. Так что я воспользовался ускользающей возможностью (уже в феврале Ане будет 4 года).