ЕС пытается переделать свою домашнюю работу по созданию надежного источника поставок микросхем после того, как был вынужден признать, что добился незначительного прогресса в борьбе со своей зависимостью от США и Китая.
Недавно ЕС во второй раз в этом году избежал серьезных проблем, когда многонедельный сбой, вызванный торговой напряженностью между США и Китаем, заставил европейских автопроизводителей в октябре предупредить, что их сборочные линии могут остановиться.
Это заставило блок признать, что его первый план по производству чипов, запущенный в 2022 году с большой политической помпой на фоне сбоев в цепочке поставок, вызванных пандемией, почти провалился. Еврокомиссия пообещала ускорить пересмотр своих усилий в области производства микросхем, и новое предложение ожидается в первом квартале 2026 года.
Последний кризис был связан с китайской компанией Nexperia, производителем микросхем, который базируется в Нидерландах и является ключевым поставщиком для европейских автопроизводителей. В конце сентября правительство Нидерландов взяло под свой контроль Nexperia из-за опасений, что ее технологии могут быть переданы Китаю. США и Китай ввели экспортный контроль в отношении этой компании.
Поскольку чипы необходимы для всего — от электромобилей до искусственного интеллекта, и США, и Китай продемонстрировали готовность превратить цепочки поставок микросхем в оружие, чтобы получить преимущество в разработке новых технологий. Инсайдеры отрасли говорят, что для Брюсселя это стало проверкой реальности.
Первая попытка ЕС создать производство микросхем была «как временная мера», и теперь пациенту — экономике блока, производящей микросхемы — требуется «полная общая операция», заявил POLITICO старший директор Глобальной ассоциации электроники Элисон Джеймс.
В числе прочего ЕС упрекают в том, что он не смог должным образом учесть геополитические реалии в своём плане на 2022 год, а также выбрал не тот тип чипов, поддавшись шумихе вокруг самых передовых микросхем. Большинство отраслей промышленности работают на простых микросхемах, и для каждого автомобиля, производимого в Европе, требуются сотни таких чипов.
Что пошло не так?
Первый план блока по производству микросхем имел четкую цель: к 2030 году увеличить долю региона на рынке, которая на протяжении десятилетий снижалась, до 20% от общемирового объема производства. На самом деле, эта доля практически не изменилась с 9%, которые были три года назад.
План, представленный в форме Закона о чипах, ввел возможность присваивать некоторым заводам статус «первых в своем роде», если они внедряют новые технологии в ЕС, при этом производителям предлагаются дополнительные стимулы, такие как большая гибкость в выдаче разрешений и субсидий.
Большая часть политических усилий ушла на попытки убедить ведущих производителей, таких как американская Intel и тайваньская TSMC, построить заводы по производству высокопроизводительных чипов в Европе.
Изначально Intel обещала выделить 30 миллиардов евро на строительство завода на востоке Германии, но отказалась от планов из-за финансовых проблем. TSMC строит завод в Германии, но гораздо меньшего масштаба, чем её проекты в США.
Параллельно с этим оставшиеся в Европе активы в сфере микросхем еще больше запутались в геополитической борьбе «око за око».
США усилили давление на правительство Нидерландов, чтобы заблокировать экспорт в Китай голландской компании ASML, ведущего мирового производителя высокотехнологичных станков для изготовления микросхем.
В последнюю неделю президентства Байдена в январе этого года США ограничили поставки ИИ-чипов некоторым странам ЕС. Это привело к призывам, как со стороны стран ЕС, так и со стороны депутатов Европарламента пересмотреть стратегию производства чипов. По словам закондателей, это новое предложение по чипам должно отражать долгосрочную стратегию, основанную на текущих геополитических реалиях.
Скука — это нормально
Дело Nexperia послужило примером того, как война чипов теперь ведется с помощью экспортного контроля и инструментов национальной безопасности, которые пока не входят в арсенал Брюсселя.
Это также подчеркнуло важность «скучных» микросхем после продолжавшегося целый год ажиотажа вокруг чипов ИИ, которые созданы для решения таких задач, как машинное обучение и обработка языка.
Однако, объявляя о планах второй попытки, комиссар ЕС по вопросам технологического суверенитета Хенна Вирккунен заявила: «Сейчас мы готовим Закон о чипах 2, чтобы гарантировать, что Европа сможет проектировать и производить чипы ИИ». Позже она намекнула, что это также может быть направлено на создание запасов.
Эксперты утверждают, что Брюсселю необходимо изучить всю индустрию микросхем, а не концентрироваться на предоставлении миллиардов субсидий заводам, производящим передовые микросхемы для искусственного интеллекта.
По словам координатора программы по геоэкономике в Европейском совете по международным отношениям Кьяры Малапонти, еще несколько недель назад разговоры о чипах в основном касались современных микросхем, полупроводников с искусственным интеллектом. Но случай с Nexperia показал важность «зрелых полупроводников».
«Вы видели последствия событий последних недель и то, какое огромное влияние они оказали на нашу отрасль», — сказала она POLITICO.
Малапонти выступает за проведение комплексного картографирования в рамках второй инициативы Брюсселя. Она указала, что первый Закон о чипах делает акцент на производстве, оставляя в стороне другие звенья цепочки поставок. Между тем, важно понять сильные стороны Европы, уточнила эксперт.
«Также необходимо обсудить, как мы можем развивать эти ниши и как их использовать», — добавила она.
Представители отрасли также призывают изучить всю цепочку производства от начала до конца вместо того, чтобы акцентировать внимание только на начальном этапе.
«Цепочка прочна ровно настолько, насколько прочно её самое слабое звено. Вы уже видели узкие места. В цепочке поставок электроники их много», — заключает Джеймс.