В России нет средств на развитие современных экологически чистых транспортных технологий. Только Москва может позволить себе эти «зеленые эксперименты», но даже там денег может не хватить. В такой ситуации любые административные запреты на использование «грязных», но дешевеньких средств передвижения вызовут проблемы совсем не транспортного характера, предупредил координатор движения автомобилистов «Синие ведерки» Петр Шкуматов во вторник в ходе организованного «Ридусом» круглого стола «Вероятность появления и перспективы водородного транспорта в России».
Медианная зарплата в России — 27 тысяч рублей. Средняя стоимость автомобиля в стране — 500 тысяч рублей. Средняя стоимость машины на водороде, например, в Великобритании — около 4 миллионов рублей, рассказал эксперт.
С общественным транспортом, по его словам, ситуация та же. Средняя цена водоробуса — один миллион евро (около 90 миллионов рублей), электробус сам по себе дешевле (порядка 30 миллионов рублей), но там добавляется стоимость создания необходимой инфраструктуры. При этом, по словам эксперта, уже сейчас даже в Подмосковье есть районы, где автобусы ходят раз в три часа, не говоря уже о более отдаленных регионах.
Когда водоробус стоит в десять раз больше, чем дизельный автобус, запрет на дизель будет означать, что в нашей стране станет меньше автобусов, что общественный транспорт во многих местах просто банально исчезнет, — подчеркнул Петр Шкуматов.По его словам, даже Санкт-Петербург по бюджету вряд ли потянет водоробусы. Поэтому все регионы, кроме столичного, на игры с «зелеными» технологиями сегодня смотрят, как на безумие.
Электромобили в России© Михаил Салтыков/коллаж/Ridus.ruРоссия вынуждена подстраиваться под мировой тренд, но при нынешней стоимости экологически чистого транспорта даже у богатых стран ЕС нет денег на то, чтобы развивать одновременно сеть электрических заправок и водородных. И здесь встает проблема политического выбора — на что дать денег, отметили участники круглого стола.
Для каждой страны есть свои решения в зависимости от ее особенности. В Бразилии, например, много сахарного тростника, и там разумно делать ставку на биотопливо. А для России, с учетом ее огромных запасов газа, на текущий момент оптимальным вариантом выглядит газомоторное топливо, считает ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета при Правительстве РФ Станислав Митрахович. Но через несколько лет ситуация может поменяться, добавил он.