Багряная от крови вода, разъяренная толпа кричащих людей, тысячи гарпунов и сетей и ряды разложенных на берегу дельфинов с перерезанными горлами. Такие картины должны напоминать охоту наших предков в стародавние времена. Однако эти ужасы, к сожалению, обычное явление и в наше время. Сегодня, 23 июля, люди во всем мире отмечают День китов и дельфинов. Но это почему-то не мешает продолжать травлю морских млекопитающих в самых разных целях.
Долгое время главной угрозой для существования китов считался китобойный промысел. Было время, когда охота на животных была единственной возможностью прокормиться для тех, кто жил в Скандинавии и по берегам северных морей. Однако если в 9−11 веках большого ущерба для популяций это не приносило, то к 18 веку охота привела к действительно необратимым последствиям: люди уничтожили всех серых китов и значительно сократили количество гренландских. Но и это никого не остановило. Бесконтрольное истребление лишь набирало обороты, а ценность продуктов, которые получали из китовых и дельфиньих туш, и масштабы их распространения всё росли. Из китового уса массово изготавливали корсеты, а колбасой из дельфинов и китов хотели накормить весь мир.
Международная китобойная комиссия решила положить этому конец в 1986 году и учредила 23 июля Всемирный день китов и дельфинов, потому что именно в это время удобнее всего наблюдать этих удивительных животных. Однако во многих странах этот праздник до сих пор остается лишь формальностью. Массовые убийства продолжаются по всему миру. Причем нередко происходит это чуть ли не с одобрения самой Международной китобойной комиссии, учредившей этот праздник.
Япония издавна считалась лидером по употреблению и продаже китового мяса. Сегодня в этой стране вопреки запрету уничтожается более 1000 особей в год. Официально этот отлов осуществляется «в научных целях». Учитывая, что Япония всё время пытается расширять рынок сбыта китового мяса, в «научность» убийств морских животных верится слабо. Тем более, давно доказано: для взятия тех же образцов ДНК или дистанционного наблюдения учёным не нужно убивать кита. Образцами для определения ДНК могут служить фрагменты кожи, жир и даже фекальные массы. А данные о наличии патогенных микроорганизмов можно получить, анализируя выдыхаемый китом воздух. Прикрываясь научными целями, в японских водах не только убивают китов и дельфинов ради мяса и жира, используемого потом для производства топлива, но и отлавливают морских животных, чтобы потом продать их в дельфинарии по всему миру.
Дельфинарии в современном мире — один из главных бичей зоозащитников. Ведь если убийство большинством людей воспринимается как явление отрицательное, то в дельфинариях многие искренне не видят ничего предосудительного. Люди почему-то уверены, что животные там счастливы. Виной тому, возможно, особое строение рта у дельфинов: его уголки загнуты кверху, поэтому создается иллюзия, что животные улыбаются. Но улыбка эта мнимая по целому ряду причин.
Только во время отлова животных для дельфинариев погибает порядка половины особей. Одна часть от смертельного шока, другая — от воспаления легких, вызванного попаданием воды в легкие через нос. Беременные, крупные и раненые особи выбрасываются за борт, где частично также гибнут. Для выживших же мучения только начинаются. После вылова дельфинов несколько дней везут в тесных закрытых контейнерах и колют лошадиные дозы успокоительного, чтобы животные не впадали в панику, будучи абсолютно неподвижными. После того, как дельфинов доставляют на место, свободы становится не намного больше. Если в диких условиях дельфин проплывает в день 150 километров, а его ареал обитания составляет 85 кв. км., то в неволе животные могут плескаться лишь в бассейне из бетона, стали или стекла размером 8×8 метров и глубиной не больше двух метров. Вода бассейна тоже только вредит животным. Химический состав разрушает их слизистую и грозит дельфинам полной слепотой.
Испытывают дельфины и большие психические и психологические проблемы. Эхолокация, которую они используют, например, для ориентации в пространстве, из-за стенок бассейна превращается в мучения, поскольку стенки отражают посланный сигнал до полного рассеивания. Для дельфинов это полная дезориентация, сравнимая с ощущениями человека, находящегося в зеркальном лабиринте. Немудрено, что в таких условиях вместо положенных в природе 30 лет, в дельфинариях животные живут примерно 5 с половиной, несмотря на массивное использование медицинских препаратов.
В России проблема дельфинариев стоит особенно остро. Сегодня это одно из самых популярных развлечений у людей, представления с морскими животными устраивают практически во всех крупных городах страны. Большинство из них заканчиваются скандалами в Интернете, сопровождающимися фотографиями замученных животных, которые неделями находятся в тесных контейнерах с протухшей водой и размером с их тело. В феврале дурную славу обрел Приморский дельфинарий, в котором за колоссально короткое время погибли сразу несколько морских животных, большинство — из-за полной антисанитарии и негуманного обращения. А в июне этого года волну возмущения вызвал открытый дельфинарий в Измайловском парке столицы, где два дельфина и белуха оказались запертыми в ограниченном пространстве. Как правило, зоозащитники никогда не остаются в стороне, и по горячим следам проводят акции и распространяют петиции за закрытие таких сомнительных заведений.
Несколько дней назад, например, пикет против дельфинариев и океанариумов прошел в столице на Новокузнецкой, где активисты раздавали прохожим листовки и собирали подписи под обращением к Марату Рашидову, прокурору межрайонной природоохранной прокуратуры города Москвы, с требованием закрыть дельфинарий в Измайловском парке. После пикета активисты направились в Измайлово, чтобы сорвать шоу с помощью шума, лозунгов и плакатов, несмотря на ливень и агрессивное противодействие охраны, в том числе атаки на журналистов.
А в ноябре 2014 года все наблюдали за развитием истории о строительстве океанариума на ВДНХ. Тогда выяснилось, что киты-касатки около десяти месяцев прожили в ржавых цистернах. В знак протеста активисты Альянса защитников животных решили провести серию одиночных пикетов с плакатами, чем вызвали бурную и весьма агрессивную реакцию появившихся там мужчин в кожаных куртках и спортивных костюмах, которые так и не смогли сказать, чьи интересы они защищают.
Очевидная проплаченность всех этих действий — лишь очередное доказательство того, насколько прибылен бизнес в сфере морских шоу и что ради денег люди готовы до смерти мучить животных. И здесь главное — поддержка со стороны людей, в силах которых не только подписать петицию, но и отказаться от походов в дельфинарии. Ведь как только пропадет спрос на шоу с морским животными, такие предприятия исчезнут естественным образом как не приносящие прибыль.
Дельфинарии и китобойный промысел — далеко не единственная угроза жизни морских животных. Часто дельфинов убивают рыбаки, в чьи траулерные сети они случайно заплывают. Негативно сказывается на дельфинах и китах и состояние окружающей среды. Аварии судов, токсические загрязнения морей и океанов, разработка нефти и газа напрямую сказывается на здоровье морских обитателей. А учитывая, что самка кита, например, рожает детеныша раз в несколько лет, восстанавливаются их популяции очень долго. Конечно, существуют причины, которые лишь косвенно зависят от человеческой деятельности. Например, климатические влияния на китов и дельфинов. Однако по большей степени здоровье морских животных всё же в руках человека. Ведь даже отказом от дельфинариев можно спасти тысячи дельфинов ежегодно.