Общество

Круглый стол с "квадратными" глазами

1 252

19 марта нынешнего года в Государственной Думе России обсуждали, какие меры надо предпринять, чтобы организацию подписки на периодические издания в России можно было считать успешной. В этом же ракурсе рассмотрели грядущий новый закон «О почтовой связи России». Участвовали известные политики, высокопоставленные чиновники соответствующих министерств и ведомств, представители независимых распространителей, СМИ – словом, посвящённые в тему люди.

Каково же было удивление присутствующих, когда выяснилось, что даже в таких компетентных кругах не всем известно, что Почта России, организующая и реализующая более 55% подписки России, отнюдь не дотационное государственное предприятие, с государственным же финансированием, а эффективно действующий рыночный механизм, сам ведущий насыщенную социальную политику и оказывающий посильную помощь как издателям СМИ, так и их читателям, для многих из которых Почта России - последнее прибежище и надежда, последний оплот российской государственности в труднодоступных и малоразвитых районах страны.

Надо или нет продолжать искусственно удерживать цены на доставку 1 экземпляра прессы, если эти цены и ценами-то не назовешь? – задались резонным вопросом присутствующие. Вот и Денис Свердлов, замминистра связи и массовых коммуникаций, ссылавшийся на цифру в 5 рублей в год за доставку одного экземпляра издания, неумышленно завысил её вдвое – сегодня Почта России делает эту работу всего за 2 рубля! В это трудно поверить, но доставить газету почтой сегодня стоит в 8 раз дешевле, чем маленькое частное письмо, которое меньше и легче этой самой газеты примерно настолько же!

Как такое возможно? – спросите Вы. Очень просто – ответил в своем выступлении на круглом столе Игорь Мандрыкин, заместитель генерального директора ФГУП «Почта России». И предъявил общественности факты, в прямом смысле слова, поразившие её воображение. За счёт «перебрасывания» средств, заработанных на других продуктах и услугах, Почта России, не дожидаясь положенных государственных дотаций, самостоятельно приступила к переоснащению своих основных фондов, обновлению транспортного парка, модернизации самого процесса обработки и доставки почты на территории России и за рубежом, опираясь на самые свежие примеры работы ведущих почтовых служб мира.

А проблемы – ну что ж, проблемы эффективный менеджмент «Почты России» за последние 3 года уже привык решать самостоятельно и молча. Спасибо, конечно, что поинтересовались, за счёт чего. К примеру: не хочет «Аэрофлот» брать почтовые грузы на борт самолетов, потому что они малобюджетные? – Почта России начала формировать свой собственный авиапарк и будет его расширять неуклонно. Отцепляет регулярно РЖД почтовые вагоны от железнодорожных составов, как малозначительные и малодоходные, делая их простой – делом обычным и затяжным? – в ответ Почта России внедряет Проект мобильных передвижных почтовых отделений, обсуживающих в 5 раз большее количество людей, чем стационарные, развивает новые виды транспорта (такие как аэросани), и проч.

Организовывают частные предприятия «свободную конкуренцию» по доставке, пользуясь проблемами Почты России, и удивительным образом выбирают для предоставления своих услуг хорошо развитые и кредитоспособные городские почтовые «округа»? Почта России продолжает быть почтой и для бедных. 75 процентов всех почтовых отделений России - это сельские почты, 9 из 10 которых убыточны. И если бы Почта России не вела социально ответственной политики, а поступила, как, скажем, Сбербанк, избавившийся от нерентабельных сельских отделений их простым закрытием, можно было бы повысить зарплаты сотрудникам и ввести какие-то социальные льготы для их детей. Но десятки тысяч разбросанных по территории России людей остались бы без связи с внешним миром, без пенсий, без печатной прессы и писем родных, без продуктов питания, без поддерживающих их жизнь бандеролей, без надежды. Надежды на то, что государство о них помнит и заботится, и что помощь – всегда придет. Вместе с почтальоном. Несмотря на дефицит госбюджета, плохую погоду и отсутствие госфинансирования.

«Нет-нет», - говорили на круглом столе 19 марта издатели, повышать цену доставки нельзя, и так после запрещения рекламы спиртного рекламные бюджеты просели на четверть, а после запрещения рекламы табака и Бадов и вовсе опустятся ниже ватерлинии. Наоборот, государство должно стимулировать читательский интерес к печатным изданиям в России, и даже дотировать периодическое чтение для молодых и пожилых, как это делается во Франции или Англии. «Надо уже перестать говорить, надо вставать и идти работать», - в сердцах сказал заместитель генерального директора ЗАО «Коммерсант-Пресс» Игорь Шадрин и призвал депутатов предпринять конкретные действия для модернизации Почты.

«Судьба почтовой связи сейчас беспокоит всех» - поддержал его Председатель Комитета Госдумы по информационной политике и связи Алексей Митрофанов.

«Существующего объёма госсубсидий почте недостаточно», - поддержал коллег Александр Оськин, председатель правления Ассоциации распространителей периодической печати.

Критиковать работу «Почты России» было и есть, за что. Но ни у кого на заседании, как говорится, «не поднялась на это рука», каждый понимал, что в сложившихся обстоятельствах можно лишь выражать признательность, и делать все необходимое, чтобы привлечь внимание к оперативному и эффективному решению совместных проблем.

Что же касается самой ФГУП «Почта России», то она уже давно не ждёт помощи со стороны – знает, нужд в бюджете достаточно, и нужно в первую очередь рассчитывать на себя. Готова Комплексная Программа модернизации предприятия, разработан список неотложных мер, есть свое видение Закона «О почтовой связи России».

Почта остается стратегически важным инфраструктурным объектом России, со времён октябрьского переворота мало что изменилось – если бы революция совершалась сегодня, претендующую на захват власти группировку отнюдь не интересовали бы только Твиттер, мэйл и скайп, как любят шутить в сети. Речь снова пошла бы о телеграфе, почте и телефонии. А это в том числе – Почты России.

Почта России приглашает СМИ России к широкомасштабному обсуждению на своих страницах предстоящего принятия нового Закона о почте, вплоть до общероссийского референдума по этому вопросу. 11 комитетов Госдумы уже выдвинули свои резюме к этому закону, но мнение общественности в данном вопросе должно быть решающим, ибо вопрос этот коснется всех и каждого. Так можно резюмировать обсуждение в Государственной Думе, прошедшее 19 марта на тему о существующих проблемах с подпиской на периодическую печать в России, перешедшее в широкое обсуждение насущных проблем и нужд отрасли. Этот вопрос пока остается открытым и ждёт мыслей и предложений от каждого гражданина России.

На сегодняшний день очевидно одно - Почта России провозглашает политику открытости и максимальной доступности информации.