Политика

Крупнов предложил "сослать" правительство в Сибирь

4 309

Читая многих российских геополитиков, нельзя не прийти к мнению, что их работа исключительно бесплодна. Нет, их книги написаны хорошо, оснащены обширной библиографией, в них разбирается история геополитических учений, различные западные концепции, начиная с Хэлфорда Маккиндера и заканчивая современными геополитиками. Бесплодность их трудов состоит в том, что им нечего предложить российской власти и обществу. Они не могут, даже основываясь на всем арсенале геополитической науки, выработать каких-то ясных рекомендаций или даже предложить какой-то политический проект, достаточно масштабный, чтобы повлиять на геополитические расклады.

Некоторые геополитики, как Александр Дугин, вырабатывают очень размашистые теоретические концепции, обоснованные и ссылками на труды предшественников, и мистическими вдохновениями. Но и у них есть огромный недостаток - совершенная несвязанность с экономической и военно-политической реальностью. Вот, евразийство Дугина - как его реализовать на практике, с чего начать, что делать в первую очередь? Во всех его пухлых книгах не найти ясных ответов на эти немаловажные вопросы.

А вот коллективу Международного Движения развития и Института демографии, миграции и регионального развития, под руководством Юрия Крупнова, в своем недавнем докладе "Сибирь - новая Центральная Россия или Как Юг Западной Сибири станет экономическим центром Планеты", опубликованный в августе 2013 года, удалось успешно разрешить это противоречие и выработать концепцию геополитического развития России, которая при этом имеет привязку к экономической реальности.

Базовая идея этого доклада проста. На территории России есть место, которое по своим условиям может стать новым планетарным центром индустриализации - юг Западной Сибири. Для планетарного центра индустриализации нужны огромные ресурсы, и они в этом регионе есть: каменный уголь Кузнецкого бассейна, бурый уголь Канско-Ачинского бассейна, колоссальные запасы нефти и газа, огромный Западно-Сибирский железорудный бассейн, в котором залегает 118 млрд. тонн железа, а также колоссальный объем торфа (около 25% его мировых запасов) и подземное море горячей воды объемом до 8 млн. кубических километров. Через этот регион протекает одна из крупнейших рек мира - Обь, а к востоку протекает еще одна крупная река - Енисей. Таким образом, регион снабжен ресурсами для экономического развития и индустриализации, причем в невероятных количествах.

Этот регион должен стать центром сразу в нескольких смыслах. Во-первых, новым центром России. Старый центр, в Москве и прилегающих регионах, уже давно исчерпал все возможности своего дальнейшего развития и теперь его существование поддерживается ресурсами, доставляемыми из Западной Сибири. Перенос центра, экономического и политического, приведет политическую конструкцию России в соответствие с объективно сложившейся экономической конструкцией.

Во-вторых, Западная Сибирь должна стать центром еще одного нового региона - Нового Среднего Востока, простирающегося от заполярной тундры до побережья Индийского океана, и включающего в себя огромные пространства Центральной Азии. Из этого центра будут распространяться импульсы индустриализации и экономического развития, которые будут преобразовывать этот, ныне небогатый и нестабильный регион, в территорию мира, процветания и сотрудничества.

В-третьих, Западная Сибирь должна стать мировой экономической столицей всего мира, который всегда перемещается в то место, где возникает мощный сгусток промышленности, транспорта, науки, торговли, общественной деятельности. Перемещение столицы России в этот регион автоматически сделает Россию не просто одной из крупных мировых государств, а главным государством, может быть, даже и сверхдержавой.

Вот такая геополитическая идея, обещающая России новое дыхание, новые горизонты развития и достижения могущества. Если мы сравним ее с другими геополитическими разработками, то мы увидим, что концепция Ю.В. Крупнова побивает их всех, вместе взятых. Побивает масштабом и размахом, побивает продуманностью, побивает также доступностью изложения. Доклад небольшой по объему, а не пухлый фолиант, основные идеи изложены кратко и емко, проиллюстрированы многочисленными картами и схемами, которые, пожалуй, растолковывают геополитическую идею лучше всего.

Другое преимущество доклада "Сибирь - новая Центральная Россия", состоит в том, что при всей его краткости и лаконичности, из него вполне вытекают самые неотложные меры по развитию экономики, которые нужно предпринять, чтобы эта идея реализовалась. Это развитие транспортной системы, в особенности высокоскоростных железных дорог (сейчас текущие планы ОАО "РЖД" по развитию сети ВСМ обрываются на Екатеринбурге, и лишь недавно президент России В.В. Путин заявил, что может быть целесообразно продлить ВСМ до Красноярска), широтного и меридианального направлений. Так, в докладе указывается, что параллельно Транссибу, примерно на расстоянии 1000-1500 км от него к северу должен быть проложен Северный сухопутный путь от Северного Урала до Чукотки с выходом к Беринговому проливу. В Центральной Азии предполагается построить ВСМ от Ханты-Мансийска до Туркменбаши на Каспийском море, и перспективно далее по территории Ирана. Таким образом сложится крестообразная структура транспортных коммуникаций, основное пересечение которых будет как раз на территории Западной Сибири. От этого предложения не так сложно перейти к составлению проекта, к расчетам, выделению финансирования и началу строительных работ.

Это для примера, что доклад вовсе не является какими-то мечтаниями, и что от его кратких положений можно перейти к выработке конкретных инфраструктурных проектов. Никакой другой геополитик, никакая другая геополитическая концепция в России не могла предложить ничего подобного. В докладе, созданном под руководством Юрия Крупнова, геополитика была крепко соединена с экономическим развитием.

В докладе не содержится конкретных сроков реализации намеченной программы. Но это вовсе не является недостатком, поскольку особенностью крупных, геополитического характера идей, является то, что они сохраняют свою ценность и актуальность на протяжении многих десятилетий и даже столетий, то есть, образно говоря, "не ржавеют". Скажем, идея Транссиба, высказанная еще в середине XIX века, вовсе не устарела до сего дня, вырабатываются планы модернизации Транссиба, и в докладе есть раздел о создании линейного города "Сибстрим" вдоль Транссиба. Идея Северного сухопутного пути была высказана около ста лет назад и была даже частично реализована в сталинские годы. Эти экономико-геополитические идеи сохранили свою актуальность и включены в доклад. Тут же предлагается новая идея - магистраль через всю Центральную Азию, из Сибири к побережью Индийского океана, основная транспортная ось Нового Среднего Востока. Потому отсутствие точного календарного графика - вовсе не является недостатком, эти концепции так или иначе, рано или поздно, будут реализованы. Но лучше, чтобы побыстрее.

Итак, можно сказать, что доклад "Сибирь - новая Центральная Россия" представляет собой новое слово в российской геополитике, идею о том, что можно вырабатывать экономико-геополитические концепции, сознательно и планомерно создавать и переделывать целые регионы, улучшая жизнь десятков и даже сотен миллионов людей. Это, безусловно, является выдающимся интеллектуальным достижением.