Краснодар
Свой крымский дискурс я начал ещё в поезде Пермь – Новороссийск, который идет через Казань. Моими попутчиками оказались ребята, ехавшие строить олимпийскую деревню в Сочи. В момент Крымской трагедии они находились на вахте, но само наводнение их обошло. Зато поделились со мной фотографией, сделанной на мобильный телефон. На фотографии видно подмытое дерево, которое упало на строительную технику. От себя добавили, что сильные дожди в это время года – обычное явление для Краснодарского края. Они уже не обращают внимания на то, что на грузовики периодически падают деревья.
В Краснодаре мне довелось выслушать мнение одного из работников РЖД. Байка, которую он рассказал как бы от своего имени, имеет следующее содержание: чей-то знакомый в момент прибытия волны находился дома в Крымске и курил на балконе. Когда волна нахлынула, она была настолько внезапна, что он не успел даже докурить сигарету, как вода уже дошла почти до третьего этажа. В общем, эта трагедия за прошедшее время уже успела обрасти множеством слухов, каждый человек, далёкий на самом деле от самого Крымска, начинает рассказ примерно так: «Подожди, сейчас я тебе расскажу, как на самом деле всё было».
В разговорах в Краснодаре также была упомянута некая овощная база, где держали тела погибших, которые отправляли товарными составами в неизвестном направлении. Но тогда я ещё не имел ни малейшего представления, что это за база.
Крымск
Рано утром на арендованном автомобиле я отправился в город. Навигатор привёл непосредственно к зданию Совета муниципального образования Крымского района. Около входа стояли люди и что-то активно обсуждали. Стоило выйти из автомобиля и достать камеру, как один из мужчин сразу же подошёл ко мне и самостоятельно начал беседу.
Мужчина пожелал остаться неизвестным, сказал лишь, что по профессии он – агроном и на данный момент находится на пенсии по инвалидности. Разговор он начал с того, что до сих пор не может получить компенсацию за смытый дом. Его населённый пункт не попал в официальную зону затопления. Остальные люди, стоявшие в данный момент на крыльце, столкнулись с такой же проблемой. Мужчина во всем винит халатность администрации и причиной трагедии считает тот факт, что русла рек долгое время не чистили. Мусор создал затор для течения, а когда из-за большого количества осадков набралась критическая масса воды, засор прорвало.
Во время беседы подошла женщина, супруга моего собеседника. Она сказала, что вроде бы вопрос с компенсацией должен разрешиться положительно. В ближайшее время они собираются продавать всё имущество и переезжать жить в Новороссийск.
Вопрос с выдачей компенсации решается до сих пор, хотя прошло уже больше полугода. Надо ли говорить о том, что Путин чуть ли не сам лично занимается решением этой проблемы и наносит визиты губернатору и новоиспечённым новосёлам. По-моему, ни один выпуск новостей не проходит без упоминания о Крымске и его последствиях.
Судя по настроениям возле администрации, многие люди хотят уезжать в более крупные города, объясняя это отсутствием рабочих мест. Также они рассказали, что многие умудрились получить компенсацию за дома, которые считались аварийными ещё до потопа. Когда в срочном порядке нужно было обеспечить людей жильём, у местных властей не было времени уточнять, у кого в каком состоянии они были, и выдавали новые квартиры или средства на ремонт всем подряд. Впоследствии, когда этот факт обнаружился, то только с этих людей потребовали возврат денежных средств. И в итоге, по понятным причинам, возврат прекратили.
За комментариями я обратился в управление по взаимодействию со СМИ. Там пояснили, что никаких ошибок с компенсацией быть не может, что деньги выдавались только тем, кто в них действительно нуждался. Все дома, которые считались ветхим жильём до наводнения, находятся в базе. Компенсацию сейчас не могут получить только те люди, которые не были прописаны в Краснодарском крае. Пояснили, почему в некоторых официальных источниках заявлено 153 погибших, а в некоторых 171. Оказывается, 171 человек – это общее число погибших по всей зоне затопления, а 153 – только в Крымске. Немного арифметики и мы получаем 18 погибших, не проживающих в Крымске. А по поводу безработицы уверенно заявили, что вакансий в городе достаточно. Дело в том, что средняя зарплата провинциального города немного меньше и за такие деньги люди просто отказываются работать.
Далее я отправился на железнодорожный вокзал, возле которого находится овощная база, чтобы проверить информацию о временном содержании тел погибших. Здесь удалось побеседовать с ещё одной жительницей Крымска. Её зовут Тамара, и работает она на вокзале уже несколько лет. На данный момент ей удалось получить компенсацию в размере 10 тыс. руб. Она рассказала, что до вокзала вода не дошла, остановилась примерно на уровне путей. Аэропорт не тронуло совсем, сильно пострадала лишь нижняя часть города в районе улицы Луначарского. У Тамары я и выяснил, что на овощную базу привозили далеко не трупы, а гуманитарную помощь. Люди именно туда приходили её получать. Им раздавали холодильники, плиты и стиральные машины. Было много случаев, когда гуманитарная помощь уходила «налево». Тамара считает, что причиной трагедии послужил намеренный спуск воды с горных озёр.
По словам жителей улицы Горная причиной наводнения, скорее всего, послужили три из четырёх смерча, которые были зафиксированы накануне.
Подтверждают, что затопило только нижнюю часть города. На перекрёстке стоит местный винный завод, и уровень воды достигал его окон. Выше по улице вода уже не поднялась.
На территории городской больницы удалось поговорить с мужчиной, который, к сожалению, забыл мне представиться. Волна накрыла его в тот момент, когда он находился в своём автомобиле ВАЗ 2101. После того, как выбрался из машины, он сразу же поплыл спасать свою семью, которая находилась в доме. По воле счастливого случая члены его семьи и автомобиль остались невредимыми.
В больнице один из пациентов рассказал свою историю. Инвалид второй группы Эдуард сейчас лечит болезни, приобретённые после наводнения. У него пострадало три дома, которые написаны на его имя. В одном из них живёт он с женой, а в двух других дочери со своими семьями. Однако, компенсацию он получил только за один дом, а именно 150 тыс. руб. День наводнения Эдуард помнит очень хорошо. Он говорит, что несколько дней подряд шли очень сильные дожди. 6 июля вода начала топить Геленджик. А вечером, примерно в одиннадцать часов, в Крымск заранее начали прибывать машины МЧС. К ночи машин спасателей было огромное количество и именно тогда город начало резко топить.
Он рассказывает, что в морг людей привозили только родственники, найденные МЧС трупы грузили в рефрижераторы с заклеенной надписью «Магнит». Многие тела остались неопознанными, потому что в деревнях, которые полностью затопило, жили только старики. Гуманитарную помощь Эдуард не получил сразу, говорит, что тем, кого действительно затопило, было не до получения бесплатного продовольствия, им надо было спасать собственное жилище.
Осенью Эдуард с внуками отправился в санаторий, где среди отдыхающих царило весёлое настроение. Многие были довольны путёвками, полученными «на халяву», как они сами выражались. После разговора у меня сложилось мнение, что в Крымске есть семьи, у которых действительно случилась беда в тот злополучный день, и они до сих пор переживают масштабы собственной трагедии. А есть те, которые просто воспользовались выпавшим шансом извлечь для себя выгоду.
Напротив больницы находится самое загадочное здание, с которым в первую очередь связан вопрос о настоящем количестве погибших – морг. Морг построили сравнительно недавно и рассчитан он всего на 30 тел. Ни один житель Крымска не верит, что в результате стихии мог погибнуть всего 171 человек, и многие называют число в несколько тысяч. Очевидно, что даже с малым количеством, заявленным официально, городской морг справиться не мог, поэтому рефрижераторы возили трупы в морги близлежащих городов.
При выезде из города находится новый микрорайон «Надежда», в котором были построены дома для переселения жителей, лишившихся крыши над головой. Говорят, что дома действительно построили за считанные месяцы. Если верить документам, более тысячи человек уже справили новоселье до нового года. Можно только догадываться, насколько качественны эти три панельные девятиэтажные новостройки в эксплуатации, возведённые за столь короткие сроки. Однако, сам микрорайон расположен уже в безопасной зоне, на подъёме холма.
Чтобы получить ответ на последний вопрос об истинной причине наводнения, мне необходимо было посетить близлежащие посёлки.
Крымский район
Жители посёлка Нижнебаканский одними из первых приняли на себя удар стихии. В населённых пунктах, расположенных близ русла реки Баканка, как и во всех домах нижней части Крымска, установлены новые окна. Кстати, эти вставленные окна служат хорошим ориентиром, в каких именно районах было затопление.
Заметно, что русло самой реки убирают от мусора и расширяют. Если до наводнения Баканка была обычной небольшой рекой, то теперь её расширили так, что уровень воды в русле не доходит даже до середины.
Я решил посетить место, где сливаются реки Баканка и Неберджай. Именно в этом месте поток воды значительно усилился и продолжил своё движение к Крымску в реке Адагум. На слиянии рек находится железнодорожная станция Смирнова Дача. В этом населённом пункте близ самой станции стоят до сих пор не восстановленные дома. Они засыпаны илом практически по окна, и по грязным стенам можно определить, что вода поднималась до потолка.
Вспоминаются слова Эдуарда из Крымска, который говорил про уборку домов. Если бы мой дом был настолько загрязнён, то у меня точно не было бы времени на получение гуманитарной помощи, тем более на общение с представителями СМИ. Смытые дома, между станциями «Смирнова дача» и «765 км», находятся на расстоянии примерно 50 метров от реки Адагум, что говорит о масштабах выхода реки из берегов. Населённый пункт этот совсем небольшой, люди практически здесь не живут, поэтому остаётся загадкой, что же случилось с жителями заброшенных домов? Либо они погибли, либо, получив компенсацию, решили обосноваться в другой местности.
Жемчужный
Посёлок Жемчужный состоит из нескольких домов и существенно не пострадал от наводнения. Рядом с посёлком река Баканка образует водохранилище достаточно внушительных размеров. Даже на картах размещенных в интернете есть пометка, что у водохранилища сильно размытая дамба.
Поиски в интернете вывели меня на следующую информацию о том, что Межрегиональная природоохранная и правозащитная общественная организация «Экологическая вахта по Северному Кавказу» 17-го июня 2012 года с официальным письмом обращалась к прокурору Краснодарского края Коржинеку Л. Г. В письме было написано, что вблизи посёлка Жемчужный в долине Чубуковой щели (Крымский район, Нижнебаканское сельское поселение) расположено водохранилище, созданное в 60-х годах, для нужд зверсовхоза «Баканский», которым в настоящее время распоряжается ООО «Черноморская торгово-промышленная компания» (ООО «ЧТПК»). По словам местных жителей, водохранилище имеет глубину более 10 метров и объемом более 1 миллиона кубометров воды.
На каком основании ООО «ЧТПК» распоряжается данным водным объектом не известно.
Далее к письму прилагаются фотографии, сделанные во время инспекции.
В письме поясняются причины перелива воды через дамбу, приведшие к ее частичному разрушению: «Не проведение своевременной очистки водохранилища, установка на дамбе водохранилища сетчатого забора и выход из строя водоспуска».
Далее выясняется, что в 2005 году Крымская межрайонная прокуратура уже проводила проверку и выявила грубые нарушения законодательства со стороны ООО «ЧТПК».
Вся территория вокруг водохранилища обнесена высоким бетонным забором, ведётся круглосуточное наблюдение за объектом. Заглянув через забор, можно увидеть разрушенные строительные конструкции.
В посёлке удалось поговорить с местной жительницей. Она представилась Ириной и на данный момент является пенсионеркой ГосНаркоКонтроля. В Жемчужный она переехала 7 лет назад вместе со своей семьёй, до этого они проживали в Новороссийске. Семья специально выбирала спокойное и живописное место, чтобы достойно встретить свою старость.
Ирина рассказывает, что бетонным забором водохранилище огородили примерно два года назад. Площадь огороженной территории составляет 13 км. Местным жителям категорически запрещается проходить на огороженную территорию, даже в жаркую погоду нельзя было отдыхать возле воды. По словам Ирины, территория принадлежит директору Новороссийского рынка и является частной собственностью. Вместо бетонного забора раньше стояла сетка, через неё было видно, как по территории гуляют лошади. Во время наводнения шёл сильный дождь, лило с гор и била вода будто из-под земли. Поток воды оставлял за собой большое количество рыбы весом до 40 кг. По мнению пенсионерки, дамба водохранилища, которое находилось за забором, не выдержала напора воды, и её прорвало, тем самым создав волну. На сегодняшний день водохранилище осушено полностью.
Узнав о сильном наводнении в Крымске, жители посёлка Жемчужный на машинах поспешили отправить тёплые вещи, готовую еду и одеяла. Случилось так, что за несколько дней до наводнения моя собеседница стала вдовой. Поскольку в Жемчужном нет своего морга, забирать покойного ей пришлось из морга в Крымске. Около здания стояла та самая фура, и Ирина решила поинтересоваться у водителя, сколько трупов он привез, на что получила неоднозначный ответ «Какое ваше дело, сколько вам сказали, столько значит и погибло».
Совершенно очевидно, что сетка в водохранилище была установлена в личных целях владельца территории. Скорее всего, она не давала проплыть рыбе, которую разводили, в реку Баканка. Именно сетка забилась грязью, вызвала переполнение водохранилища, а затем его частичное разрушение и образование волны.
Выводы
Жители Крымска охотно идут на контакт с прессой, каждый готов рассказать о произошедшем летом событии. В городе практически не осталось следов наводнения. О том, что здесь была беда можно угадать лишь по новым пластиковым окнам, установленным во всех домах, попавших в зону затопления. Заметно, что в Крымске немного скучают по избыточному вниманию, оказанному ему прошлым летом. У любой стихии нет цели убить максимальное количество людей, это у человека есть задача спастись от стихии. Кто-то на этом нажился, кто-то смыл следы своих былых грехов, кто-то потерял кров и близких, а кто-то выхватил свой звездный час в общении с прессой.
Основной причиной трагедии стала халатность руководителей. Свою роль сыграли несколько факторов, но все они человеческие. Тут можно винить нечищеные годами русла рек, неудачно расположенное частное водохранилище, а может винить самого себя за строительство дома в заведомо опасной зоне. Не зря же в советское время администрация запрещала строить дома в нижней части города.
О количестве погибших судить сложно. Территория затопления достаточно большая, к тому же по сей день есть без вести пропавшие. Есть небольшие деревни, которые смыло полностью. Возможно у страха большие глаза, но не исключается тот факт, что заведомо завышенное количество погибших было названо, чтобы сосредоточить на чём-то наше внимание. Может быть, подобным образом наш взгляд хотели отвлечь от всего региона и только заострить на самом Крымске.
Абсолютно ясно, что трагедии можно было избежать. Нужно было вовремя прочищать русла горных рек, инспектировать стратегические и опасные объекты, находящиеся в частных руках, но и на крайний случай, заранее продумать систему оповещения людей об опасности.
Читайте меня в Живом журнале