Военное дело

Кто быстрее, точнее, «хитрее»? Натовский NASAMS против российских ракет

0 64982

Некоторое время назад в Telegram-каналах и украинских масс-медиа был опубликован видеорепортаж о боевом дежурстве в одной из центральных областей Украины зенитно-ракетного взвода ЗРК NASAMS, которому удаётся перехватить несколько российских ракет Х-101 и 3М14Т «Калибр-НК».

Ничего сверхординарного в данном эпизоде нет. Хорошо известно, что модульные норвежско-американские ЗРК могут без особого труда работать по низковысотным тактическим и крылатым ракетам благодаря наличию высокоэнергетических активных радиолокационных головок самонаведения у ракет воздушного боя AIM-120B/C-5 AMRAAM. Эти головки способны продолжать перехват даже в случае ухода крылатых ракет за «экран» рельефа местности или городской застройки областных центров.

«Беспечный» радар

Предметом пристального внимания в данном случае становится абсолютно беспечное применение расчётом NASAMS батарейного многофункционального радара AN/MPQ-64F1 Sentinel для выдачи целеуказания головкам самонаведения ракет AIM-120B, в то время как в условиях функционирования средств радиотехнической разведки ВКС России зенитно-ракетные дивизионы противника обычно применяли пассивные оптико-электронные комплексы для боевых режимов ЗРК.

ЗРК NASAMS. © flickr.com

Обусловлена такая беспечность может быть исключительно тем, что позиции фигурирующего радара Sentinel и пусковых установок NASAMS находятся предположительно в Черкасской, Полтавской или Киевской областях. Это довольно далеко за пределами радиуса действия наших противорадиолокационных ракет Х-31ПД или Х-58У, запускаемых с подвесок Су-34 и Су-35С из воздушного пространства над Приазовьем.

Непростая задача

Теоретически позиция МРЛС Sentinel может быть вскрыта по излучению в обзорном режиме посредством спутников радиотехнической разведки 14Ф145 «Лотос-С1», представляющих собой элементы распределённой апертуры глобальной спутниковой морской системы космической разведки «Лиана». После этого по объекту может быть нанесён удар гиперзвуковой аэробаллистической ракетой Х-47М2 «Кинжал».

К сожалению, эффективность данной методики весьма сомнительна, поскольку все маршруты боевого дежурства МиГ-31К с ракетами «Кинжал» на подвесках на сегодня пребывают под перманентным мониторингом спутников инфракрасной разведки ВВС США и каждый пуск Х-47М2 будет мгновенно зафиксирован по инфракрасному излучению от факела работающего разгонного РДТТ. После этого соответствующее уведомление будет мгновенно по закрытым каналам связи ретранслировано расчётам развёрнутых ЗРК NASAMS, и те деактивируют МРЛС AN/MPQ-64F1 (выключая излучение) и в течение трех — пяти минут свернут антенный пост и либо сменят позицию, либо переместят его в надёжное укрытие в одной из ближайших промзон.

Как видите, при наличии современных орбитальных средств оптико-электронной разведки в распоряжении противника подавление его тыловых противовоздушных зон ограничения и воспрещения доступа и манёвра A2/AD превращается в крайне сложную задачу.

ЗРК SAMP-T.© flickr.com

Ещё более тревожной информацией является грядущая (либо уже осуществляемая) интеграция в сетецентрическую систему ПВО ВСУ перспективных франко-итальянских ЗРК SAMP-T, способных отражать массированные удары большинством современных сверхзвуковых и некоторых гиперзвуковых средств воздушно-космического нападения.

Станция Arabel

Как известно, основным стрельбовым элементом зенитно–ракетного комплекса SAMP/T является многофункциональная радиолокационная станция Arabel. Пассивная ФАР, а также привод антенного поста позволяют сканировать воздушное пространство по азимуту со скоростью 360 градусов в секунду (60 оборотов в минуту), сканирование в угломестной плоскости происходит электронной переброской луча ПФАР. «Арабель» имеет достаточно высокие вычислительные способности, обеспечивающие пропускную способность в 130 одновременно сопровождаемых на проходе целей, и целевую канальность в десять воздушных целей (в режиме целеуказания активным радиолокационным ГСН AD4A зенитных ракет Aster-30).

Ещё более значимым параметром РЛК Arabel является угломестный сектор обзора, достигающий 90 градусов, что позволяет даже одиночной батарее с одним радаром Arabel обнаруживать, сопровождать и осуществлять перехват 10–12 баллистических целей, терминальные участки траекторий которых имеют углы пикирования 85–90 градусов. Что же касается двухступенчатых бикалиберных зенитных управляемых ракет Aster-30, то их вторые (боевые) ступени-перехватчики располагают интегрированными в крылья крестообразно ориентированными сопловыми блоками поперечного газодинамического управления системы PIF-PAF.

На терминальном участке траектории данные блоки обеспечивают ракетам возможность выполнения молниеносных поперечных бросков на траектории с перегрузками до 62 единиц, чего достаточно для поражения аэродинамических и баллистических объектов, осуществляющих противозенитные манёвры с перегрузками 25–30 g. Как следствие, данные ЗУР способны противодействовать не только стратегическим КР «Калибр-НК» и Х-101, но и в какой-то степени квазибаллистическим ракетам 9М723-1 «Искандер-М». Высокоэнергетические модификации активных радиолокационных ГСН AD4A способны захватывать цели с ЭПР 0,007–0,01 квадратного метра на расстоянии около пяти километров.

Тем не менее выведение из строя батарейной МРЛС Arabel и огневых позиций пусковых установок SAMP-T может быть осуществлено посредством комплексированного всеракурсного удара дронами-камикадзе «Герань-2» и тактическими КР Х-59МК2 по данным спутников оптико-электронной и радиотехнической разведки. Наиболее же эффективной мерой противодействия комплексам SAMP-T, а вскоре и Patriot PAC-3MSE является их уничтожение теми же «Кинжалами» и Х-101 ещё в момент захода железнодорожных эшелонов на украинскую территорию, чего, к сожалению, мы по-прежнему не наблюдаем.