Отшумели предвыборные съезды яблочников и парнасовцев, в ходе которых были утверждены списки кандидатов на грядущие думские выборы. В российских СМИ кандидатов от непарламентских партий «Яблоко» и ПАРНАС характеризуют по-разному: определения разнятся от «сильный федеральный список» до «список с шансами, близкими к нулю». «Ридус» исследовал персоналии обоих списков и выяснил, что собой представляют кандидаты от либеральных партий на федеральных выборах — 2016.
Список яблочников возглавляет Григорий Явлинский, основатель и лидер партии. Устойчивую для большой политики психику Явлинский отточил в конце 90-х, пройдя курс лечения в психиатрической больнице. Сыновья Явлинского безбедно живут в Лондоне, владеют элитной недвижимостью и солидными банковскими счетами.
Первый номер ПАРНАС — Михаил Касьянов. Даже не вспоминая о фильме НТВ «Касьянов день», любой россиянин может без труда назвать несколько скандалов, в которых замешан экс-премьер. Один из последних — оккупация первого места в избирательном списке в Госдуму: Касьянов не захотел участвовать в партийных праймериз, чем вызвал негодование Ильи Яшина. В итоге молодого, но амбициозного политика из списка исключили, однако на смену ему не нашли никого более-менее достойного. Но обо всем по порядку.
В тройку федерального списка ПАРНАС вошел блогер-шовинист Вячеслав Мальцев — именно из-за него Яшин отказался баллотироваться от партии. Краткое саммери о кандидатуре Мальцева выдает, неожиданно, адвокат Марк Фейгин:
В ходе партийного съезда триумфатор праймериз ПАРНАС Мальцев всерьез вещал о наличии в России масонского заговора и о «еврейской мафии» в медицине, пишет в блоге на «Эхе Москвы» член Общественной палаты Кристина Потупчик:
Впрочем, федеральному политсовету, видимо, понравилось. А как иначе объяснить то, что Саратовскую группу Парнаса теперь возглавляет Роман Вячеславович Мальцев, а Смоленско-Калужскую под вторым номером после Михаила Конева ведет Валерий Вячеславович Мальцев — да-да, дети Вячеслава «МАСОНСКИЙ ЗАГОВОР» Мальцева.Кроме Мальцева в список ПАРНАС должен был войти экс-лидер запрещенного Движения против нелегальной иммиграции (ДПНИ) Александр Белов (Поткин), находящийся в СИЗО по обвинению в хищении активов банка. Справедливости ради стоит отметить, благоразумие возобладало, и на партийном съезде Белов был исключен из списка.
Политолог Евгений Минченко скептически оценивает шансы ПАРНАС в грядущей электоральной битве:
Что касается ПАРНАСа, то его электорат — клиентела Касьянова, плюс экранный Мальцев маргинального типа с двумя сыновьями, так что я думаю, что ПАРНАС даже и на 3% не рассчитывает. Им можно всеми силами нарываться на снятие, чтобы просто не позориться, уверен Минченко.С кандидатами-яблочниками все еще интереснее. Нешуточный резонанс в Сети вызвал Марк Гейликман, известный своей самоуничижительной сатирической пьесой, датированной 2010 годом.
«Не все знают, кто такой Марк Гейликман, шестой номер в списке „Яблока“, советник Явлинского. Восполню эту досадную промашку. Гейликман — это тот самый паренек, которого Григорий Ляксеевич поставил во главе штаба на выборах в Мосгордуму в 2005 году. Марк сумел прославить себя на выборах. Он круто написал предвыборные стишки. От которых все много и долго ржали, — вспоминает политолог Павел Данилин. — Сначала люди думали, что это предвыборный пиар конкурентов „Яблока“. Потом выяснилось, что эти стихи проплачены официально штабом Яблока как АПМ».
Вот те самые стихи:
Любимая, мы встанем поздно, понежимся, помнем кровать
И — марш в воскресный день морозный за ЯБЛОКО голосовать
Проснись московский люд, пой песни — за ЯБЛОКО твой голос нужен,
Чтоб стать стране светлей, чудесней, чтоб век не съел ее на ужин…
По улицам Москвы пойдем как на работу, и зашумит Москва как за спиной крыла.
В воскресный день у нас одна забота: дать ЯБЛОКУ карт-бланш на светлые дела.
У лучших москвичей задача — за ЯБЛОКО отдать свой голос,
Чтобы страна жила иначе чтоб к счастью путь не так был долог.
Шагая по снежку и по озябшим лужам снаружи и внутри Садового кольца,
Мы ЯБЛОКУ дадим — чтоб век не вышел хуже — шанс сделать из себя волшебных дней гонца
«Так то… А вы говорите, что Геи за Явлинского — это был черный пиар… Да ничо подобного. Это наверняка тоже был проплаченный Яблоком оригинальный ход», — резюмирует Данилин.
«У „Яблока“ достаточно предсказуемая десятка, она не стыдная, выглядит в какой-то степени коалиционно, — продолжает анализировать партии список Евгений Минченко. — Рыжков — один из немногих вменяемых людей в оппозиционном сегменте, который способен внятно излагать свои мысли, не брызгая слюной, у него есть опыт неоднократного выигрыша в одномандатном округе. Так что он хорошее приобретение для партии».
«А вот Дмитрий Гудков, на мой взгляд, — очень переоцененная фигура. Непонятны, например, эти причитания про „гудковский округ“. Погодите, а какой „гудковский округ“? Он избирался от Рязанской области, где сейчас не очень себе представляют, как он выглядит, и не было шанса узнать его лучше, потому что избранный от Рязанской области депутат Гудков в регионе практически не работал
Поэтому, когда журналисты говорят, например, „Потапенко выдвигается в гудковском округе“, то не очень ясно, что такое „гудковский округ“? И мне кажется, что Гудков просто после лишения депутатских полномочий Ильи Пономарева остался единственным радикально оппозиционным депутатом, который может собрать эту аудиторию. Но она же в рамках одного процента, поэтому Гудков на самом деле ничего традиционному „яблочному“ электорату не добавляет. Точно так же ничего не добавляет Шлосберг, классический радикальный либерал. Но это входит в 1% „Яблока“, который они сейчас и имеют», — отмечает политолог.
«Я вообще считаю, что очень большая ошибка „Яблока“ — это то, что они сделали федеральную десятку. Им надо было делать тройку или пятерку — этого было бы достаточно. Сделали бы, например, тройку Явлинский-Рыжков-Ширшина или пятерку Явлинский-Рыжков-Ширшина-Слабунова-Шлосберг — это было бы лучше, чем десятка. И больше было бы мотивации у региональных групп на то, чтобы упираться за результат. Потому что сложно даже представить, что „Яблоко“, даже если перейдет пятипроцентный барьер, перейдет его как-то серьезно. Будут „пять с копеечками“. Это значит 11 мест. То есть федеральная десятка плюс кто-нибудь еще один. Возникает тогда вопрос: а за что тогда сражаться людям в регионах? В этом смысле я считаю, что Миронов и „Единая Россия“ поступили мудрее, сформировав федеральные списки из одного человека», — заключил Минченко.
В свою очередь политолог Михаил Виноградов так прокомментировал нахождение в списке Дмитрия Гудкова и Владимира Рыжкова: «Опыт публичных выступлений — всегда плюс. Минусы — обращение исключительно к политизированным гражданам и общий задор „Мы уже победили“, не имеющий полной симметрии с реальностью».
Напомним, Дмитрий Гудков стал объектом пристального внимания в СМИ после обнародования информации, что его семье принадлежит крупный коллекторский бизнес. Журналисты, правозащитники и общественники выступили с резкой критикой парламентария, участвующего в криминальном бизнесе. А юрист Илья Ремесло, проведя собственное расследование деятельности «Центрального долгового агентства», генеральным директором которого является брат депутата Владимир Гудков, выяснил, что фирма династии Гудковых не только использует в своей деятельности незаконные методы работы с должниками, но и склонна к уклонению от сдачи финансовой отчетности.
«Любой приличный человек не должен иметь никакого отношения к этим бандитам. Ведь фактически коллекторская контора — это бандитская группировка», — отмечал в интервью «Ридусу» член Общественной палаты РФ Георгий Федоров.