Военное дело

Кто хочет закрыть Балтику для России и что им за это будет?

0 7034

Балтийское море конкурирует с Чёрным по частоте упоминаний в средствах массовой информации в уходящем году. Там нет боевых столкновений с украинскими диверсионными силами и средствами, не летают ракеты и беспилотники, но зато полемическая война в полном разгаре. Начали эстонцы — захотели расширить свои владения в Финском заливе. Подхватили в Хельсинки, видимо, от великой радости после приёма в Североатлантический альянс, предложив ремилитаризацию Аландских островов. Нашлись «умники» с тезисом о том, что ещё чуть-чуть — и Балтика станет внутренним морем НАТО. За ними подтянулись Польша и Латвия. Дело дошло до идеи полного закрытия российского судоходства на фоне обрыва эстонско-финно-шведских интернет-кабелей и разрыва трубопровода. В этот раз не нашего, так что даже Йенс Столтенберг погрозил пальчиком.

Теоретически и практически перекрыть Балтику несложно. Получилось же у фашистской Германии сначала захватить Норвегию и Данию вместе с проливами, а затем вместе с Маннергеймом запереть Балтийский флот в Финском заливе и устроить блокаду Ленинграда. Этому финскому маршалу даже памятник устанавливали на фасаде здания Военной академии материально-технического обеспечения на Захарьевской улице в Санкт-Петербурге. Хорошо, что под давлением общественности убрали. Но разговор не о тех, кто пытался уничтожить город вместе с населением, среди которого, как и у многих ленинградцев, были моя мама, дядя, бабушка и дед, а о том, по каким причинам это хотят сделать неонацисты сейчас, почему не получается и что будет, если…

За всё уплачено Королевству Датскому

Уязвимость Балтийского моря не в том, что оно оказалось «в окружении» стран НАТО, а в его географическом положении, схожем с Чёрным. Оба соединяются с другими морями через проливы. В нашем случае — Малый Бельт, Большой Бельт и Эресунн (Зунд), которые целиком находятся в территориальных водах Дании и частично Швеции (в проливе Эресунн), а также Скагеррак и Каттегат. Вот только правовое положение у проливов разное и перекрытию по решению прибрежного государства они не подлежат, как черноморские Босфор и Дарданеллы согласно Конвенции Монтрё.

Балтийское море с прибрежными государствами и проливной зоной. Инфографика автора. Балтийское море с прибрежными государствами и проливной зоной. Инфографика автора.

В былые времена Дания владела берегами всех трёх проливов и односторонними актами определяла режим плавания судов через них со взиманием денежных сборов. Поборы продолжались несколько веков, существенно пополняя королевскую казну. Но в процесс вмешались Соединённые Штаты Америки и потребовали созыва международной конференции, результатом которой стало подписание в 1857 году двух документов (с европейскими державами и отдельно с США), получивших название Копенгагенский трактат. Поскольку нынешнее устройство Европы отличается от политической карты того времени, процитирую оригинал.

«Их величества Император Всероссийский, Император Австрийский, Король Венгерский и Богемский, Король Бельгийцев, Император Французов, Королева Соединенного Королевства Великобританского и Ирландского, Король Ганноверский, их королевские высочества: Великий Герцог Мекленбург-Шверинский, Великий Герцог Ольденбургский; их величества: Король Нидерландский, Король Прусский, Король Шведский и Норвежский и Сенаты Вольных Ганзеатических городов Любека, Бремена и Гамбурга, с одной стороны, и его величество Король Датский — с другой.

Движимые одинаковым желанием обеспечить и распространить торговые и мореходные сношения, ныне существующие между их Государствами или производящиеся через посредство оных, как совершенною навсегда отменою всяких сборов, взимаемых с иностранных судов и их грузов при проходе через Зунд (Эресунн) и Бельты, так и освобождением от пошлин товаров, идущих транзитом по трактам, которые соединяют Немецкое море (Северное море) и Эльбу с Балтийским морем…»

За сей высокий штиль от европейских стран было уплачено «тридцать сребреников», если точнее, то тридцать миллионов четыреста семьдесят шесть тысяч триста двадцать пять датских риксдаллеров. На российскую долю выпало 9,74 миллиона, то есть почти 32%. Интересно, сколько это сейчас будет с учётом инфляции и прочих финансовых фокусов? Господа из другого окопа, вы не считали? Кстати, американцы уплатили всего около 718 тысяч, так что их не пускать будет дешевле. Но даже если этот Трактат отменить, то действует Конвенция ООН по морскому праву 1982 года (КМП-82), согласно которой эти проливы подпадают под статус международных с правом транзитного прохода, который представляет собой осуществление «свободы судоходства и полёта единственно с целью непрерывного и быстрого транзита через пролив между одной частью открытого моря или исключительной экономической зоны и другой частью открытого моря или исключительной экономической зоны». Дискриминация по принадлежности к флагу какого-либо государства и взимание пошлин за транзит не допускаются. Даже летать можно, вот только США снова не повезло — они не являются участником КМП-82.

Военные корабли тоже беспрепятственно могут следовать через Датские проливы в обоих направлениях. Правда, периодически Копенгаген меняет правила, но в рамках разумного. Последние нововведения были объявлены постановлением правительства в 1999 году. Установлен уведомительный порядок прохода проливов Большой и Малый Бельт для отряда военных кораблей из трех и более вымпелов. А в случае «одиночного плавания» — то и просто так, включая подводные лодки с ядерной энергетической установкой.

ТК-208 «Дмитрий Донской» Северного флота проходит под мостом в проливе Большой Бельт. © el-tolstyh.livejournal.com

А вот таких стран, как Польша, Эстония, Латвия, Литва и Финляндия в перечне высоких договорившихся сторон нет. Как известно, их и не было. А между тем «…его величество Король Датский положительно предоставляет Себе право установить посредством отдельных договоров, не сопряженные, впрочем, с осмотром ниже задержанием, финансовые и таможенные меры относительно судов, принадлежащих Державам, которые не приняли участия в настоящем Трактате». Язык прошлого по нашим временам путаный, но, думаю, понятно, что кое-для кого «долг платежом красен». Впрочем, платить по счетам никогда не поздно, и дело даже не в Датских проливах.

Западный фасад Страны Советов и невыученные уроки

Впервые столкнуться с прибалтийской действительностью мне пришлось в 1981 году. Недалеко от Таллина в закрытом городке Палдиски находился учебный центр для подготовки экипажей подводных лодок. Довелось побывать в нём неоднократно. Был эпизод, когда даже хотел остаться там жить. Ну а что, климат не заполярный, место красивое, великолепные молочные продукты для ребёнка. В таллинский ресторан вчетвером, когда приезжали родители из Питера, можно было сходить всего на десять рублей и остаться сытым и довольным. Там много чего было впервые: концерты Анне Вески с ВИА «Апельсин» и Юрия Антонова, кассетный магнитофон (сначала отечественный, а потом и японский за конвертируемые рубли после автономки в магазине «Альбатрос»), пицца, ликёр Vana Tallinn и даже французский коньяк Napoleon под фирменные эстонские шоколадные конфеты Kalev. Кстати, первая советская жвачка тоже продукт этого завода. Но это, так сказать, личные воспоминания, замешанные на ностальгии.

Если говорить о глобальном, то за время «советской оккупации», как это сейчас у них называется, Прибалтика была образцово-показательным регионом по уровню жизни. В Риге и Елгаве процветала Рижская автобусная фабрика, выпускавшая знаменитые «рафики» — микроавтобусы (минивэны) серии РАФ, интегрированные по запасным частям с автопромом от АЗЛК, ГАЗ и ВАЗ. Рижский государственный электротехнический завод делал великолепные по тем временам радиоприёмники VEF, а фабрика Dzintars — хорошо знакомую нашим женщинам косметику. В Литве работали на полную катушку Вильнюсский завод электроизмерительной техники, крупнейший в Европе завод по производству кинескопов Ekranas, ведущее предприятие лёгкой промышленности «Алитус». И этот перечень можно продолжать.

Отдельное внимание уделялось морским портам, ставшим экспортными воротами Страны Советов. В послевоенный период была произведена их масштабная реконструкция с ориентацией на внешнюю торговлю и пополнение судового состава местных пароходств. Естественно, что к портам были построены железнодорожные, автомобильные и трубопроводные транспортные коммуникации. Через них переваливалось 35–40% экспортных грузов, а пропускная способность достигала 87 миллионов тонн в год. Например, рефрижераторный флот Латвийской ССР был самым большим в Советском Союзе, а Вентспилский порт — крупнейшим по экспорту химической продукции и сырой нефти. К нему были построены нефтепровод Самара — Полоцк — Вентспилс (1968) и нефтепродуктопровод Полоцк — Вентспилс (1972). В Риге была создана экспериментальная база сжиженного газа, ставшая единственным в СССР предприятием, через которое СПГ вывозился на советских и зарубежных судах.

Пожалуй, стоит вспомнить, что развитие прибалтийских морских портов происходило и в царской России. К 1913 году порт Санкт-Петербурга с прилегающей инфраструктурой пришёл в упадок, развивать его было невыгодно, так как динамично развивались порты Риги и Ревеля (Таллин). Однако после Первой мировой войны из-за геополитических изменений и потери экономических связей с Россией они стали хиреть, но этот урок никого ничему не научил.

Прибалтийский тупик НАТО и ЕС

Распад СССР опять привёл к разрыву связей, к тому же и у нас всё сыпалось. Последними с конвейера завода РАФ в 1997 году сошли автомобили для ритуальных услуг, видимо, неслучайно… Две попытки реанимации предприятия за счёт возобновления связей с Горьковским автозаводом не увенчалась успехом, в том числе и по политическим причинам. В 2009 году ради вступления в Евросоюз была полностью остановлена работа Игналинской АЭС, построенная «оккупационными властями». И это при высокорентабельном производстве электроэнергии себестоимостью всего 1,8 евроцента за киловатт-час и продаже её потребителям за десять евроцентов! Для сравнения, на днях независимый поставщик Elektrum Lietuva сообщил о снижении оптовой цены на электроэнергию в Литве и других странах Балтии на 55%. При этом для жителей Литвы она может составить 21,5 цента за киловатт-час на шесть месяцев, что связано с удешевлением энергоносителей и ростом производства энергии ветра. Объясняется просто: ветры на Балтике в осенне-зимний период дуют сильнее и чаще. Но не стоит забывать, что в это время растёт и её потребление, не Африка ведь. Самостоятельно Прибалтика обеспечивает себя этим видом энергии где-то на 55%, остальное вынуждена покупать в тех же странах Евросоюза, а ведь могла бы и продавать. Здесь не лишним будет вспомнить, для чего запускался ленинский план ГОЭЛРО, который положил основу индустриализации в России. Но это явно не их путь, и перечень попавших в тяжёлую ситуацию и обанкротившихся предприятий можно продолжить. Отказались, например, от российских вливаний в Мажейкяйский НПЗ со стороны компаний «Лукойл» и «Роснефть». В 1998 году продали его американской Williams на литовские кредиты, но те не справились и даже не вернули взятые в долг деньги. Благо в 2006 году подвернулась польская Orlen. Но нефть-то на него для переработки шла из России по ответвлению нефтепровода «Дружба», а сейчас?

Всё просто: Европе лишние конкуренты не нужны. По информации специализированных изданий, доля промышленности в прибалтийской экономике за несколько лет рухнула с 60 до 20–25%.

В результате прибалтийский логистический хаб, построенный при Советском Союзе, стал для Латвии, Литвы и Эстонии дойной коровой. Так как СССР тоже не усвоил уроков прошлого, российские грузы шли по транзитной схеме с перегрузкой в портах Клайпеда, Лиепая, Вентспилс, Рига, Таллинн. За эту услугу приходилось выплачивать около 30–40 миллиардов рублей в год, не считая автомобильных и железнодорожных издержек. Прямо как датский оброк «времён Очаковских и покоренья Крыма». Для большего восполнения бюджета и в порыве русофобии прибалтийские политики взяли курс на повышение пошлин за транзит, транспортную блокаду Калининградской области и ввод санкций «под банджо» Вашингтона и «рояль в кустах» Брюсселя. Но в этот раз фокус не удался.

Россия наконец-то вспомнила о своих морских интересах. После строительства и ввода в эксплуатацию портов Приморск (альтернатива крупнейшему в СССР нефтеналивному порту в Вентспилсе) и Усть-Луга (был задуман ещё 80 лет тому назад!) процесс переориентации грузопотоков и падения рейтингов логистической инфраструктуры «гордых прибалтов» стал необратимым. Пришлось, например, выставлять на распродажу оборудование обанкротившегося угольного терминала в Мууга порта Таллин в 2018 году и искать другие альтернативные варианты пополнения казны. Но «закрытие ворот» происходило с обеих сторон, включая Белоруссию, и получился евро-натовский тупик. Много ли надо для внутреннего потребления в трёх бывших советских республиках?

Грузооборот морских портов России (Санкт-Петербург, Усть-Луга, Приморск, Калининград), Прибалтики (Таллин, Рига, Вентспилс, Лиепая, Клайпеда) и Польши (Гданьск, Гдыня, Свиноуйсьце-Щецин) с 2010 года. Инфографика автора.

Портовая инфраструктура Польши, как видно из графика, была ещё менее конкурентоспособной, чем прибалтийская. Её подъём произошёл исключительно на начавшейся в 2014 году операции США Atlantic Resolve, запущенной якобы в ответ на так называемую российскую агрессию для защиты восточных рубежей НАТО. А с началом специальной военной операции поставки вооружений для Украины возросли кратно. А что будет, когда СВО завершится? Есть информация, что в ходе недавно прошедших переговоров на высшем уровне рассматривались вопросы транзита грузов из Китая и Казахстана через наши порты в рамках стратегии «Один пояс — один путь», в том числе с загрузкой Калининграда. По информации «Российской газеты», интерес Китая в транзите через Калининград подтверждается тем, что недавно контейнеровоз из Поднебесной впервые пришел в российский эксклав по Севморпути. На маршрут Санкт-Петербург — Калининград порты Китая уже планируют поставить четыре судна, каждое из которых вмещает грузы объемом 1,6–3,5 тысячи TEU (twenty-foot equivalent unit — эквивалент двадцатифутового контейнера). А ведь это прямая конкурентная угроза портам Клайпеда и Гданьск.

Вот это всё в совокупности и является основной причиной польско-прибалтийского вопля о закрытии Балтийского моря для российского судоходства. Но собака лает, а караван идёт. К тому же шведы с финнами сохраняют скандинавскую сдержанность. Вопли раздаются в условиях мирного времени. А что, если «рука дрогнет»?

Если завтра война, если завтра в поход …

Делать прогнозы на войну не буду, их и так много. Только напомню, что Прибалтийская стратегическая наступательная операция длилась 71 день — с 14 сентября по 24 ноября 1944 года. Но тогда советским войскам противостояла группировка противника, включавшая оперативную группу «Нарва», 18-ю и 16-ю полевые и 3-ю танковую армии. Семьсот тридцать тысяч человек, семь тысяч орудий и минометов, свыше 1,2 тысячи танков и штурмовых орудий, до 400 боевых самолетов. А сейчас даже и перечислять нет смысла.

Американцы оценивают членство Латвии, Литвы и Эстонии в НАТО как бесполезное. Об этом красноречиво пишет в своей статье ведущий редактор журнала National Interest Тед Гален Карпентер, по совместительству старший научный сотрудник по исследованиям в области обороны и внешней политики Института Катона и автор книги «НАТО: опасный динозавр» (2019). По его мнению, они не являются союзниками США в каком-либо значимом смысле и представляют собой уязвимых иждивенцев, которые могут спровоцировать войну между НАТО (в первую очередь США) и Россией, обладающей ядерным оружием. В общем, что-то похожее на обезьяну с гранатой. Так что и воевать с ними не имеет смысла. Как гласит древняя китайская мудрость, если кто-то причинил тебе зло, не мсти, сядь на берегу реки, и вскоре ты увидишь, как мимо тебя проплывет труп твоего врага. Но иногда врагу можно помочь упасть в реку. Заодно и время сэкономить.