Военное дело

Кто и что заставляет Россию повышать обороноспособность

4 3812

Внезапная проверка боеготовности российской армии, начавшаяся 25 августа, добралась до федеральных органов власти, прямого отношения к вооруженным силам не имеющих. 

На работу в «условиях военного времени» переведут структурные подразделения Минкомсвязи, Минфина, Минпромторга, Росрезерва и Банка России, сообщил в понедельник департамент информации и массовых коммуникаций Минобороны России.

В официальном релизе министерства говорится, что в ходе мобилизационных мероприятий исполнительные власти отработают призыв граждан из запаса, поставку техники и формирование воинских частей территориальной обороны в Южном, Центральном военных округах и на Северном флоте. А полевые учреждения Центробанка впервые займутся финансовым обеспечением войск в отрыве от постоянных мест дислокации.

Пресс-секретарь президента России Владимира Путина Дмитрий Песков заявил, что мобилизационные мероприятия для госучреждений в рамках проверки боеготовности вооруженных сил страны — это обычная и абсолютно нормальная практика. «Это рутинная деятельность, соответствующие процедуры есть и у нас в Администрации президента, и в других ведомствах, органах госвласти», — пояснил он.

Но таких масштабных проверок боеготовности Россия не видела уже давно. Особенно непонятен выбор времени — накануне 1 сентября, выборов в Госдуму и дня города в Москве, отмечает научный сотрудник аналитического центра Института международных исследований МГИМО Леонид Гусев. Вместе с тем он полагает, что вряд ли этот шаг может свидетельствовать о подготовке к войне. Эксперт также не склонен видеть здесь связь с Украиной, где сейчас наблюдается относительное затишье. «Может, просто показывают, что армия у нас на уровне находится, а заодно смотрят, где какие прорехи», — рассуждает он.

1 © mil.ru

«Украина не та сила, чтобы рассматривать ее как потенциального противника и проводить мобилизационные мероприятия», — согласен военный эксперт, член-корреспондент Российской академии военных и артиллерийских наук Константин Сивков. Однако сама по себе масштабная проверка боеготовности с участием органов исполнительной власти его ничуть не удивляет.

По словам эксперта, на протяжении почти 30 лет в стране никогда не проводилась проверка мобилизационной готовности и отработка мероприятий мобилизационной готовности основных органов власти. «То есть ныне действующие органы власти РФ вообще не представляют, что это такое и как они будут действовать в условиях, если возникнет серьезное обострение международной обстановки, когда нужно будет переводить страну на военные рельсы», — пояснил он «Ридусу».

При этом в целом Вооруженные силы РФ повышают свою боеготовность, и одновременно с этим повышается мобилизационная готовность государства. А элементом повышения мобилизационной готовности государства является отработка планов мобилизационной готовности, действий на особый период органов власти государства, в том числе и тех, что перечислены в релизе Минобороны.

Финансовая система, в свою очередь, тоже должна быть готова к переходу на действия в особый период, потому что система взаиморасчетов будет совершено иной. «В первую очередь будет исключена система интернет-расчетов, потому что в этом случае она будет просто выведена из строя действиями противника. Вот это и отрабатывается», — говорит эксперт.

2 © mil.ru

Что же касается масштаба проверки, он обусловлен внешней и внутренней обстановкой. Во-первых, нарастает угроза со стороны крупнейших геополитических центров силы. «Я имею в виду в первую очередь Европу и США, западную цивилизацию», — поясняет Константин Сивков. По его мнению, соглашение о Транстихоокеанском партнерстве — это фактически попытка изгнания России из зоны Юго-Восточной Азии и Тихого океана.

«Сейчас предпринимается такая же попытка сделать Транстихоатлантическое партнерство. Но, к счастью, там пока у них срывается это мероприятие из-за протеста населения, бизнеса и национальных элит», — добавляет ученый.

Во-вторых, продолжает он, сегодня наблюдается общее обострение военно-политической обстановки, война реально приближается к границам России.

«Турция уже фактически вошла в войну с Сирией своими сухопутными войсками. За американцами дело не станет. Где гарантия, что мы не столкнемся там? — риторически интересуется эксперт. — Вот сейчас лежит в реанимации президент Узбекистана Ислам Каримов. Уйдет он из жизни, там начнется, и нам тоже там придется действовать. Талибы сейчас пока еще воюют с американцами, но очень скоро американцы их натравят на нас. Это вопрос времени, причем достаточно короткого».

3 © mil.ru