«Ридус» побеседовал с Конрадом Фишером, членом Баварской Палаты архитекторов, авторитетным немецким реставратором и знатоком принципов традиционного строительства, человеком которого бойкотируют буквально все немецкие СМИ и ненавидит строительная индустрия.
Разговор получился весьма долгим, потому мы излагаем его не в формате интервью, а — прямой речи собеседника. В первой части нашей истории «Ридус», устами именитого эксперта, расскажет о современном положении дел в сфере строительства и архитектуры. Фишер просто и понятно объяснит, почему, несмотря на несомненное техническое преимущество перед старыми зодчими зачастую не может предложить таких же надежных построек.
Конрад Фишер
«Добрый день дорогие русские друзья, — этими словами архитектор приветствовал корреспондента и читателей „Ридуса“. — Начнем с того что старые мастера имели несомненное преимущество, ведь в своей работе они руководствовались четкими принципами многовековой строительной традиции и своим профессиональным опытом». Подобное положение вещей, по его словам, сохранялось в индустрии «фактически тысячелетиями». Вплоть до начала эпохи железнодорожного сообщения — именно с этого момента начинается триумф современной строительной индустрии.
Производители сталелитейной продукции, изначально использовавшейся в основном при строительстве железных дорог и паровозов стали искать новые рынки сбыта и нашли их в строительной сфере.
Новая эра строительства
Внедрение промышленных способов производства стали и снижение транспортных издержек, связанных с развитием железных дорог, привело к снижению цен на сталь. Также за счет лабораторных исследований сталелитейщики смогли добиться устойчивого качества своей продукции. Это позволило им убедить многих передовых архитекторов того времени в возможности применения стальных профилей в строительстве, чего никогда не практиковалось прежде.
Русская изба и немецкий фахверк — ярчайшие, по словам архитектора, примеры того, как можно сделать нечто на века из самых простейших материалов, не применяя некий «новейших технологий»
Так появились железнодорожные станции и мосты, потом фабрики, дворцы и другие типы зданий, в основе которых уже был предусмотрен железобетон, смесь стали и портлендского цемента. Тем не менее до начала ХХ века здания продолжали строить на исторический манер.
Но уже после Первой мировой войны произошел переход к максимально недекоративным прямоугольным формам немецкого Дессау, к которым позже добавились ужасные изгибы и тонны химических отходов в конструкциях зданий.
Трагедия современной строительной индустрии в том, что главная роль в ней теперь отводится гонке за новыми материалами, а не строительным традициям или профессиональному опыту.
Принципы современного строительства
Современные строительные нормы и стандарты внедряются крупными производителями, которые сертифицируют новые продукты с помощью фальсификации результатов лабораторных исследований в коррумпированных строительных институтах, где люди с громкими, но ничего не значащими званиями а-ля «профессор» или «инженер», подгоняют нужные заказчику результаты фиксируя данные не по результатам испытаний, а на основе кратковременных данных, полученных в лабораториях при специальных условиях в течение 1−2 секунд.
Очевидно, что невозможно в лабораторных условиях сымитировать весь спектр воздействий на строения, случающихся в реальной жизни. Поэтому сегодня мы все чаще наблюдаем как комфорт проживания и долгосрочность эксплуатации зданий приносятся в жертву все более эпатажному дизайну.
По словам Фишера, подобная гниль на фасадах, как на этом домике в Софии, вызвана применением современных тепловых изоляционных систем EIFS и ETICS. Такой гнили и в Москве немало, отмечает архитектор
В лабораторных условиях невозможно смоделировать процессы старения, поэтому свойства современных материалов с точки зрения долговечности остаются не изученными, а последствия их эксплуатации непредсказуемые.
Так происходит до тех пор, пока все негативные последствия не проявят себя во ходе эксплуатации построек, после этого этот материал уходит с рынка. Правда, лишь для того, чтобы через некоторое время вернуться на тот же рынок уже под новым названием и, разумеется, со старыми проблемами.
Кроме того, недобросовестные проектировщики и строители используют подобные новомодные материалы с нарушением строительных норм. И это причина по которой наши прекрасные здания, несмотря на все прекрасные правила и всю мощь современных строительной техники, и современные стройматериалы не предохраняют их от стремительного разрушения и отравления людей и окружающей среды.
Более того, такие здания практически невозможно утилизировать, а их остатки невозможно использовать вторично после удивительно краткого периода существования.
Кто во всем этом виноват? Конечно, в первую очередь отсутствие совести и эгоизм людей, вовлеченных в строительную индустрию, которым такое положение дел приносит личную выгоду.
Порядочность и честность стали крайне редкими качествами в наши дни. Вместо практичности и долговечности строительная индустрия стремится поражать публику все более и более невиданным дизайном, который вкупе с не функциональностью приводит к взрывному росту затрат на содержание объектов.
В следующем части нашего интервью Конрад Фишер, собственно, и приведет примеры подобных «шедевров», а также расскажет о случаях, когда магнаты архитектурно-строительного бизнеса действовали в угоду прибыли, снижая качество производства.