Военные конфликты Криминал

Игоря Мангушева могли убить из-за знакомства с бизнесменом Пригожиным

8 218393

В среду, 8 февраля, капитан российской армии, командир группы противодействия БПЛА Игорь Мангушев (позывной «Берег») скончался от тяжелого ранения. Он получил пулю в затылок на окраине Стаханова (Луганская область) в ночь на 4 февраля. Мангушев был автором Telegram-канала «Zаписки авантюриста» и ведущим еженедельного стрима «Круг мнений», проводимого «Ридусом».

Выстрел был произведен с близкого расстояния. Кто именно мог убить Мангушева, никто на данный момент не знает. Скорее всего, девять граммов свинца Игорю преподнес некто из условных «своих», а не украинские диверсанты. Делом занимается Главное военное следственное управление, но хвалиться успехами, увы, не спешит.

Между тем боец Народной милиции ДНР Андрей Морозов (позывной «Мурз») считает, что Игорь Мангушев мог погибнуть из-за хороших отношений с российским бизнесменом и основателем ЧВК «Вагнер» Евгением Пригожиным. Речь, конечно, не идет о том, что Пригожин приказал убить Мангушева, однако близкое знакомство с предпринимателем, вероятно, сыграло роковую роль в судьбе Игоря.

Версия Мурза основана на результатах расследования, проведенного им вместе с автором канала «ПриZрак Новороссии» Владимиром Грубником и другими коллегами по гуманитарно-экспертной организации ОПСБ, в которую входил и покойный Мангушев. Выглядит эта версия любопытной и правдоподобной, поэтому «Ридус» решил ее изложить.

Неизвестный блокпост

По данным Морозова, вечером, 3 февраля, Игорь Мангушев покинул расположение своего подразделения и отправился в Стаханов. Он хотел отдохнуть после тяжелой боевой работы под Кременной. На въезде в Стаханов кто-то выстрелил Берегу в голову из пистолета. А около половины первого ночи какие-то военные доставили его в городскую больницу. Внедорожник Мангушева нашли в кювете с простреленными лобовым и задним стеклами.

Автор Telegram-канала Open Ukraine Александр Мединский утверждает, что инцидент случился на блокпосту, расположенном прямо на выезде из Стаханова. Эту информацию подхватили некоторые пророссийские военкоры.

«Берег ехал в сторону Кировска. Ранее он уже скандалил на этом посту. Очень вероятно, что хотел проскочить. Или просто дал по газам после крепкого словца, машину подбили. Единственный вопрос — характер ранения в голову. Есть разные тому объяснения, не хочу спекулировать», — пишет Александр.

Мурз назвал пост господина Мединского «классическим вбросом». По словам Андрея Морозова, он регулярно ездит «из Кировска в сторону цивилизации» через Стаханов и никаких блокпостов в районе места гибели Мангушева ни разу не видел.

«Их нет, ни на въезде, ни на выезде. Ближайшие посты — в Алчевске на трассе», — указал Мурз.

«Нет смысла контролировать неиспользуемый железнодорожный переезд со сломанными шлагбаумами и заброшенным переездным постом», — добавил он.

Во вторник, 7 февраля, Морозов снял на видео то самое место, где стреляли в Игоря Мангушева, чтобы любой желающий мог убедиться в правоте его слов.

Один офицер, рассказал Мурз, видел внедорожник Мангушева на окраине Стаханова вечером 3 февраля. Рядом с автомобилем Берега стояли несколько человек, а на противоположной обочине была припаркована «Лада Гранта».

«Мой собеседник, который готов дать показания следователям СК РФ, сообщил следующее. Он наблюдал в темноте две машины. Внедорожник Берега и „Ладу Гранту“. Рядом с внедорожником находились люди. Причем сам автомобиль был, если ехать из Стаханова, развёрнут в сторону города и спущен в кювет. Офицер крикнул, нужна ли помощь. Со стороны внедорожника подбежал высокий парень славянской внешности, явно возбуждённый. Он ответил, мол, ничего не нужно. Офицер попрощался и продолжил путь в сторону Кировска», — говорит Морозов.

Место гибели Мангушева на карте. Красным квадратом обозначено место, где стоял внедорожник Мангушева, а черным — место нахождения «Лады».

Игоря Мангушева привезли в больницу 4 февраля в 00:30, а некие мужчины, которые ошивались рядом с автомобилем Берега, были замечены между 23:00 и 23:30 третьего числа. Кто эти загадочные люди?

Звонок с заблокированного телефона

Утром 4 февраля Андрею Морозову позвонила Татьяна Азаревич — жена Игоря Мангушева. В день покушения на Игоря она находилась в Ливане.

Татьяна сказала Морозову, что о тяжелом ранении Берега ей сообщили, воспользовавшись телефоном супруга.

По словам Азаревич, смартфон Игоря был «настроен на всевозможные блокировки». Паролей никто, кроме Мангушева, не знал. Как Татьяне смогли дозвониться с заблокированного телефона?

«Кроме того, не совсем ясно, как они поняли, что я жена Игоря. Я у него в записной книжке телефона записана вообще под левым юзернеймом», — цитирует Татьяну Мурз.

По мнению Мурза, ответ на вопрос, как удалось найти контакты Азаревич, достаточно прост: «В Telegram, например, хорошо работает поиск по словам „люблю“, „любимая“, целую» и так далее. Для опытного сыскаря вычислить жену по контактам — не проблема».

Но кто тот виртуозный специалист, который способен за пару часов снять все блокировки в современном смартфоне? Морозов задал этот вопрос сотрудникам правоохранительных органов, звонившим Татьяне. Ему ответили, что «никаких блокировок на телефоне не было», когда он попал в руки полиции.

«Это подтвердило мою мысль о том, что Берега в ту злополучную ночь хотели ограбить, угрожая оружием. А потом решили убить, осознав, что жертва — не простой лох. Мангушев с его возможностями и связями мог представлять для преступников смертельную опасность», — отметил Мурз.

Больших денег Игорь Мангушев при себе не имел, дорогостоящей аппаратуры и оружия тоже, из ценностей — лишь смартфон.

«Однако в телефоне, как правило, есть приложение банка. С его помощью можно снять деньги через конторы по обналичиванию переводов из России. Если ты заранее знаешь номер карточки пункта для обналичивания, то можешь отправить перевод из России, а получателю сообщаешь дату, точное время и сумму перевода. Он приходит в контору и говорит, дескать, хочу забрать деньги с карточки с таким-то номером, перевод был такого-то числа в такое-то время. При этом снять деньги можно полностью анонимно, явившись в контору в балаклаве. Такого изобилия камер, как в Москве, в Донбассе не найти. Нельзя отследить маршрут человека от здания к зданию. Нет интернета в чистом поле, чтобы жертва перевела деньги? Ничего страшного. Можно отъехать туда, где он есть. И пусть раскошеливается», — подчеркнул Мурз.

«Смертный приговор от бывшего зэка»

Андрей Морозов подозревает в убийстве Мангушева бойцов ЧВК «Вагнер» из числа бывших заключенных, прибывших в Донбасс, как говорится, смывать грехи кровью. Подозрения Мурза не лишены оснований, хотя прямых доказательств вины вагнеровцев нет.

«Я не думаю, что группа „Вагнер“ вышла на большую дорогу на системном уровне. Это бессмысленно. Репутационные потери, если вдруг что, колоссальные, совершенно не сравнимые с возможной добычей для системы. Тот, кто Игоря грабил, а потом выстрелил Берегу в голову, если он принадлежал к ЧВК „Вагнер“, доказательств чего до сих пор никем не предоставлено, делал это сугубо в своих шкурных интересах», — полагает Морозов.

Хорошие отношения с основателем ЧВК «Вагенр» Евгением Пригожиным могли стать для Игоря Мангушева смертным приговором, уверен Мурз.

«Рядовой „вагнеровец“ из бывших зэков решил разгрузить на бабки случайного лоха на окраине Стаханова, выдав себя за патруль. Встречает Игоря и тычит ему в лицо пистолетом. Требует разблокировать телефон и перевести деньги на счет конторы по обналичке. Берег его предупреждает, что знаком лично с Пригожиным. „Вагнеровец“ верить Мангушеву на слово не желает, начинает смотреть его контакты в Telegram и обнаруживает, что лох — не обычный прохожий, а известный политтехнолог, реально знакомый с Пригожиным. В итоге гипотетический грабитель из ЧВК решает убить Мангушева, поскольку иначе его наверняка казнят однополчане за такие дела. Расстреляют или забьют насмерть кувалдой, как это случилось с Евгением Нужиным», — предположил Морозов.

Круглые суммы, отложенные на потом

Зачем бойцам ЧВК «Вагнер» грабить людей, если их труд прекрасно оплачивается? Здесь есть один интересный нюанс. По словам Мурза, «вагнеровцу», воюющему по контракту, выдают только деньги на мелкие карманные расходы. А зарплату — довольно солидные суммы — ему перечисляют на депозит в банке. Этими деньгами боец может воспользоваться лишь после завершения контракта.

«Как говорил сотрудник ЧВК „Вагнер“ с позывным „Шаман“, погибший в первых числах декабря, отработал контракт, пошел, получил. Зато никаких запоев и загулов в период службы, никаких непоняток вокруг денег. Надо тебе, чтобы твоя жена могла получить деньги, пока ты сражаешься, отмечаешь ее в контракте в качестве доверенного лица. Если за месяц до окончания контракта она снимет все деньги и исчезнет, то извини, чувак, это твои проблемы, а не фирмы», — подчеркнул Морозов.

«Еще можно забрать деньги через контору по обналичке, получив перевод от доверенного лица. Но для начала нужно такое лицо найти», — добавил Мурз.

Мелкие уголовники, живущие по принципу «украл, выпил — в тюрьму», часто не в силах ждать завершения контракта. Особенно, когда шанс погибнуть непомерно велик. Им хочется денег здесь и сейчас, обратил внимание Морозов.

«Ты выходишь из колонии, получаешь форму, оружие и репутацию парня, с которым лучше не связываться. Только денег в кармане — одна мелочь. А вокруг — народные милиционеры с зарплатой от 170 тысяч рублей. Они сорят ассигнациями направо и налево. Мимо проезжают на новеньких иномарках гражданские, владеющие магазинами и наливайками, где, собственно, народные милиционеры деньгами и сорят», — рассуждает Андрей Морозов.

«Итак, в один прекрасный день тебе попадается очередной лох, с помощью которого ты хочешь монетизировать грозную репутацию, чтобы добыть себе денег на девочек и марафет. Но вот незадача! По чистой случайности этот лох оказывается добрым знакомым хозяина твоей конторы. Поверьте, палец нажмет на спусковой крючок раньше, чем тупая головенка допрет, какими будут последствия, если лох останется жив», — заключил Мурз.

Андрей Морозов обратился с открытым письмом к Евгению Пригожину. Он просит бизнесмена прояснить, могли бойцы ЧВК «Вагнер» находиться в ночь с 3 на 4 февраля на каком-нибудь блокпосту в Стаханове или нет.

Комментария Пригожина пока нет.

Российский военнослужащий Павел Губарев (муж бывшего заместителя врио губернатора Херсонской области Екатерины Губаревой) потребовал от правоохранительных органов провести тщательное расследование убийства Игоря Мангушева.

«Смерть Игоря должна стать личной вендеттой каждого русского воина. А также смерть командира „Призрака“ Александра Мозгового, смерть командира группы „Бэтмен“ Александра Беднова, смерть казачьего атамана Павла Дремова… Время платить по счетам неумолимо приближается. Царство небесное Игорю», — подытожил Губарев.