Наука и техника

Кто помог русским зодчим построить храмы Андрея Боголюбского

0 63172

Собор Рождества Богородицы в Боголюбово, построенный в XII веке при князе Андрее Боголюбском, является одним из немногих храмов домонгольской Руси.

Благодаря неплохой сохранности цоколя храма многие историки и искусствоведы могут изучить владимиро-суздальскую архитектуру эпохи Андрея Боголюбского. Новое исследование ученых из Института археологии РАН показало, что над этим храмом работали не только русские зодчие, но и мастера из Италии.

Напомним, что село Боголюбово было постоянной резиденцией князя Андрея, который правил Владимирским, Ростовским и Суздальским княжествами с 1157 по 1174 год. Активное строительство в селе началось в конце 1150-х — начале 1160-х годов, когда и был возведен храмовый комплекс Рождества Богородицы.

Храм Рождества Богородицы и остатки замка Андрея Боголюбского (ниже шатра колокольни)

До наших дней сохранилась лишь цокольная часть здания, сама церковь обрушилась в 1722 году, и ее заменили на похожее по размерам здание. В первой половине XX века в храмовом комплексе проводились раскопки, во время которых ученые и обнаружили древнее основание церкви и часть лестничной башни.

Подробно изучив останки строения, археологи стали предполагать, что в строительстве собора Рождества Богородицы принимали участие не только русские мастера.

Несколько лет назад специалистам из Института археологии РАН удалось открыть ранее неизвестные части храма — основание колонн с необычными элементами.

Часто такие выступы в виде „когтей“ встречаются в готической и романской архитектуре Западной Европы. Это уже натолкнуло нас на мысль, что среди русских зодчих были и итальянцы, — рассказали археологи.

Слева — кафедральный собор в Граведоне; справа — церковь Рождества Богородицы

Дальнейшие раскопки угловых колонн храма подтвердили догадки археологов: подобные колонны часто встречаются в итальянских храмах, например в Феррарском соборе.

Недавнее исследование дало искусствоведам новый материал, который поможет определить не только первоначальный облик храма, но и узнать историю владимиро-суздальской архитектуры в целом.