Небывалый всплеск гражданской активности сотрясает Челябинск: массы местных жителей, еще вчера равнодушных к общественно-политической повестке области, выходят на митинги против строительства Томинского горно-обогатительного комбината (ГОК).
Мобилизует протестующих челябинцев общественное движение «Стоп ГОК». По мнению активистов движения, ГОК ухудшит и без того плачевное состояние местной экологии: участники уличных акций выражают обеспокоенность по поводу возможного ухудшения состояния воздуха в Челябинске и риска уничтожения Шершневского водохранилища.
«Ридус» изучил доводы всех сторон, чтобы выяснить, насколько искренними являются мотивы активистов общественного движения «Стоп ГОК».
Стороны конфликта
Лицензия на разработку медного месторождения принадлежит ЗАО «Русская медная компания». Намеченное строительство ГОКа «Томинский», который будет заниматься добычей медной руды, входит в федеральную стратегию развития цветной металлургии России на 2014−2020 годы.
Два карьера ГОКа и цеха по обогащению руды будут расположены в 26 километрах от центра Челябинска — это обстоятельство и возмущает горожан. В «Русской медной компании» (РМК) отмечают, что размещение ГОКа в поселке Томинском, которое входит в топ-50 крупнейших медных месторождений мира, позволит выйти на беспрецедентный уровень производительности: компания намерена добывать до 28 миллионов тонн руды в год.
Эксперты-экологи при РМК утверждают, что ни воздуху города-миллионника, ни Шершневскому водохранилищу ничего не грозит: новые технологии, используемые при строительстве ГОКа, сводят на нет возможный вред для окружающей среды, а в водохранилище будет попадать только «пустая порода» — песок и вода.
Однако доводы компании не впечатлили активистов общественного движения «Стоп ГОК»: стихийно возникшая, казалось бы, из ниоткуда организация объединила под своими флагами местных общественников, политиков и активистов экологических движений.
Используя все доступные средства мобилизации челябинцев вокруг своего тематического протестного движения, «Стоп ГОК» вывел на улицы города порядка полтысячи человек: 10 сентября прошел митинг против постройки ГОКа, который стал самой массовой за последние годы акцией протеста в городе. Помимо уличных акций движение собирает подписи горожан против строительства ГОКа и требует проведения референдума.
Впрочем, помимо плакатов с лозунгами «Не хотим жить в резервации», «Томинский ГОК это болезни и лечение из нашего кармана», на пикетах зачастую фигурируют флаги довольно сомнительных политических движений и общественных движений. К разношерстному составу участников «Стоп ГОК» стоит присмотреться повнимательнее.
Дьявол в деталях
Одним из наиболее активных противников Томинского ГОКа является лидер местного отделения партии «Яблоко», давно политизировавшего экологическую повестку, Андрей Талевлин. Он же является руководителем фонда и движения «За природу» — ранее обе эти организации были признаны иностранными агентами, финансируемыми из Норвегии.
В отчаянной погоне за зарубежными грантами, организациям, ведомым Талевлиным, приходилось активно сотрудничать с западными экологами и политиками из «Фонда Конрада Аденаура»: именно через него, по данным немецкого издания Deutsche Wirtschafts Nachrichten, отчасти осуществлялась финансовая подпитка украинского госпереворота зимой 2014-го. Таким образом, Берлин оказывал киевским «евроинтеграторам» не только моральную, но и вполне конкретную материальную поддержку на средства немецких налогоплательщиков, уверены в СМИ.
Координатором деятельности «Стоп ГОК» выступает Наталья Миронова, глава челябинского отделения «Демократической партии зеленых». Госпожа Миронова предпочитает организовывать масштабные протестные мероприятия, находясь на безопасном расстоянии — в данный момент она проживает в США.
Не меньшую активность при мобилизации уличных протестов под экологическим соусом проявляют лидеры челябинского ПАРНАСа: председатель регионального отделения партии Алексей Табалов и координатор Василий Московец.
Учитывая откровенный провал ПАРНАС в прошедшей электоральной гонке, не удивительно, что оставшиеся не у дел политики решили сменить амплуа, продолжая деструктивный вектор под видом экологического движения.
То же касается и регионального «Яблока», которое шло выборы в Заксобрание 13 сентября под лозунгом «Голосуешь за „Яблоко“ — голосуешь против Томинского ГОКа!». Стоит ли всерьез рассуждать о массовом недовольстве челябинцев строительством ГОКа, если партия, выражающая их мнение набрала по области менее двух процентов?
Отработанные технологии
Возникает справедливый вопрос: почему «политики-лузеры» выбрали именно экологическую повестку. Член Общественной палаты РФ, политолог Сергей Марков считает, что протесты, организованные на теме защиты экологии, являются лучшим вариантом для политиков, показавших мизерные результаты на прошедших региональных выборах.
Экологические вопросы легко используются для стимулирования людей: у населения есть большие подозрения к крупному бизнесу, владельцы которого нередко скрывают негативный экологический эффект от своей деятельности в обмен на сверхприбыль. Подозрительность людей оправдана и законна, но ей активно пользуются такого рода политические активисты, поведал «Ридусу» эксперт.Впрочем, несмотря на новую личину оставшихся не у дел политиков, технологии управления доверчивыми горожанами движение «Стоп ГОК» использует старые. После протестного митинга движения, который прошел 27 сентября, в местных СМИ появилась информация о том, что его участникам активно приплачивали.
Нет никаких сомнений, что многим челябинцам небезразлична экологическая ситуация города, однако подобные «запрещенные приемы» наглядно демонстрируют, как на самом деле формируется «массовость» на протестных акциях против строительства Томинского комбината.
Клеймо дьявола
Если деятельность «Стоп ГОК» вызывает подозрение в связи с излишней политизированностью экологической повестки, то некоторые «маркеры», присущие общественному движению, превращают подозрения в полноценную метафизическую уверенность о деструктивных целях «Стоп ГОК».
«В самой политической работе после выборов нет ничего плохого, — утверждает Сергей Марков. — Проблема в другом: мы видим, как зачастую подобные организации используются для создания раскрутки будущего „майдана“. Такая угроза, несомненно, есть: сейчас в крупных, продвинутых городах осуществляются такие проекты. Они планируются в два этапа: один после парламентских выборов, второй — ближе к выборам президентским. Их цель — государственный переворот по типу киевского „майдана“».
Экологи есть и другие, которые действительно поднимают важные вопросы. Чтобы понять, искренние ли у организаторов протестного движения мотивы, или они действуют по западным технологиям подготовки «майдана», нужно внимательно присмотреться к персоналиям,продолжает политолог.Помимо партии ПАРНАС, деятельность которой после прошедшего электорального этапа ассоциируется исключительно с иностранным теневым финансированием и бесконечными махинациями, в истории с челябинским ГОКом засветилась глава «Движения в защиту Химкинского леса» и несостоявшаяся глава Химок Евгения Чирикова, недавно эмигрировавшая в Эстонию.
Записная «белоленточница» не смогла пройти мимо столь удобного случая напомнить о себе и искренне порадоваться уличным протестам:
«Супер!» — восторженно комментирует Чирикова массовую уличную акцию, а затем, ничтоже сумняшеся, делится своими не менее восторженными впечатлениями от знакомства с украинскими бойцами из батальона «Азов»:
«Поддержка челябинского протестного движения со стороны людей, которые поддержали государственный переворот в Киеве и массовые репрессии со стороны киевской хунты — это яркий знак», — считает Сергей Марков. По его мнению, подобная компания снимает все возможные вопросы об истинных целях псевдо-экологов. «Вопрос в том, приняли ли организаторы такую поддержку. Если приняли, то это — клеймо дьявола», — заключил эксперт.
Открещиваться от Чириковой в «Стоп ГОК», разумеется, не стали: грешно было бы игнорировать столь эффективную площадку по популяризации протестных настроений. Да и «эффект Навального», повелевающего своими адептами посредством Твиттера, тоже никто не отменял. Активисты «Стоп ГОК» продолжают успешно наращивать протестный потенциал, прикрываясь фиктивной заботой об экологии.