До настоящего времени вся политика Киева в отношении Донбасса велась в виде истерических воплей против России (во всём Россия виновата) и попыток поставить население Донбасса на колени — военной, транспортной, экономической блокадой, разрушением социальной инфраструктуры и прекращением социальных выплат.
Естественно, что ничего кроме ненависти населения Донбасса к Киеву это не вызвало. Однако неопределённость в положении жителей Донбасса утомила всех и все участники конфликта уже хотели хоть какого-то какого-то разрешения ситуации. Блокада украинскими националистами железной дороги оказалась весьма кстати.
С разрешения Москвы, или сам по себе Захарченко объявил ультиматум. Фактически, это был ультиматум бывшему хозяину Донбасса Ахметову: или он решает проблему блокады или лишится собственности и власти на Донбассе.
Ультиматум не был выполнен. Ахметов блокаду не снял, чем расписался в собственном бессилии.
Слабоват стал Ахметов. Допустив майдан и свержение Януковича, Ахметов думал, что вместе с другими олигархами сможет богатеть и при майданной власти. Однако получилось по-другому.
Все украинские олигархи (кроме Порошенко) сначала стали беднее в несколько раз, а теперь и начали терять свои богатства вовсе. Первым потерял главную ценность своего состояния — «Приват-банк» — Коломойский. Надо сказать, и поделом.
Теперь вплотную с потерей своих богатств столкнулся Ахметов. Пока что даже во время боевых действий его шахты и заводы продолжали работать, продукция вывозилась на Украину, платились налоги в украинский бюджет, правительство Украины выдавало лицензии на экспорт продукции, Ахметов получал доходы, частичку которых направлял в качестве гумпомощи на Донбасс.
И вот сегодня произошло событие, значение которого нельзя переоценить.
Захарченко слова на ветер не выбросил. Ультиматум не был выполнен, ДНР и ЛНР ввели внешнее управление над предприятиями Ахметова.
Пока это не национализация. Пока — внешнее управление. Но это уже контроль и ответственность.
Что это означает?
Моё отношение. Я являюсь принципиальным противником всякого рода национализаций, захватов и других резких манипуляций с собственностью.
Но ситуация на Донбассе особая. Идут боевые действия, Киев настроен на физическое уничтожение сопротивления и насилие в отношении жителей.
Блокада региона грозит гуманитарной катастрофой, сравнимой с катастрофами периода 1 и 2 мировых войн.
В этих условиях Ахметов не проявил себя как патриот своей страны и своего региона. Гуманитарные подачки не могут заменить стабильной работы и участия в судьбе своего народа.
Ахметов — резидент Великобритании, тесно сотрудничает с киевскими властями. Всё это было терпимо до критической ситуации последних дней. Блокада и импотенция Ахметова при попытках её снятия перечеркнули все его права.
Внешнее управление чужой собственностью на Донбассе — неизбежность.
Ахметов должен или вернуться на Донбасс и пережить судьбу других его жителей, либо понять, что-то, что было получено им в мутные годы приватизации и криминальных войн, подлежит новому переделу.
При этом меня меньше всего волнуют проблемы Ахметова. Меня волнуют проблемы предприятий и их работников. Заменить рынки сбыта, обеспечить работу предприятий это совсем не простая задача. Смена собственника этому вовсе не способствует. Но в нынешних условиях — неизбежность.