Кино

Кто убил панночку?

4 2616

«Вий»

Россия – Украина – Чехия – Германия – Великобритания, реж. Олег Степченко, в ролях: Джейсон Флеминг, Юрий Цурило, Андрей Смоляков, Алексей Чадов, Агния Дитковските, Ольга Зайцева, Алексей Петрухин, Игорь Жижикин, Виктор Бычков, Валерий Золотухин, Нина Русланова, Чарльз Дэнс, Анна Чурина.

Сайт фильма

Они приближали этот день как могли. Они – создатели «Вия». Начавшегося в противовес «Ведьме», вышедшей аж в 2006-м: чтобы сбить интерес зрителей к «чужой» экранизации повести Гоголя, продюсеры громогласно заявили о своём проекте, куда более крутом, который и стоит обязательно посмотреть. Причём совсем скоро, если не через месяц, то через два. «Ведьма» всё равно собрала неплохие деньги – а по меркам того времени так даже очень хорошие, почти пять миллионов. Но многие на тот фильм всё же не пошли: мол, чего два раза на один и тот же сюжет любоваться?.. Лишь годы спустя авторы нынешнего «Вия» признались, что на тот момент у них в наличии был только наспех сделанный ролик, целью которого было застолбить название… И вот прошло уже семь с небольшим лет – успело подрасти целое поколение новых зрителей. И та контригра давно уже позабылась – разве что осадок остался. Как говорится, не рой могилу другому, как бы самому не оступиться…

Впрочем, за кассовые сборы выходящему, наконец, фильму вряд ли стоит опасаться: многолетняя рекламная кампания сделала своё дело. Картину ждут, картиной интересуются. Какой бы она ни была. Главное – проект уже раскручен. И этой раскрутки определённо хватит на первые выходные. Хватит и на вторые. А это уже предсказуемо большая цифра. Провал, кажется, невозможен.

1 Ольга Зайцева на съёмках фильма «Вий»

Хотя странно: вот как можно было ждать новой работы от команды, сотворившей некогда изумительные в своём роде ленты «Сматывай удочки» и «Мужской сезон: Бархатная революция»?.. В Голливуде после таких проектов закрываются студии; не то у нас – на «Вия» каким-то чудом собрали аж 26 миллионов. Огромный бюджет – уж больно сильно кто-то в эту картину верил. Это вызывает даже определённое уважение: сколь ни плох может быть художник, всегда покоряет то, что он искренне увлечён своим творением. Эта энергия созидания зачастую спасает и самый плачевный в художественном плане опус. Когда вот всё плохо, но понимаешь: ребята старались, душу вкладывали. Не всем же дано, так что – пусть будет. В российском кино, кстати сказать, подобное случается особенно часто.

Поэтому когда начинаешь смотреть этот фильм и первое, что слышишь: «Опусти глаза, замри и молись», - так и хочется встать и вслух произнести: «Вот спасибо, что сразу предупредили». А то вдруг кто не знал. Только вот кто не знал, тому бежать уже поздно: деньги за билет заплачены, сиди и смотри. Дальше тебя ждут два часа, степенно и обстоятельно пытающиеся доказать, что все усилия и все ожидания были не напрасны.

На самом деле – и правда не напрасны. Мне было бы трудно выговорить, что фильм получился на славу, но и сказать, как персонаж Золотухина, «Не знал, что доживу до такого позора», я точно не могу. По меньшей мере – это много выше предполагаемого уровня (ощущения насчёт которого, как вы могли уже понять, были крайне печальны). Как максимум я могу даже признать, что для отечественного кино «Вий» действительно событие выдающееся. Это победа не безусловная, но очевидная: таких картин в нашей современной истории ещё не снимали. Таких наглых картин – где наглость неожиданно превращается в достоинство.

2 Игорь Жижикин на съёмках фильма «Вий»

Но сперва о том, что волнует едва ли не всех: что там осталось от Гоголя? Как ни удивительно, но осталось едва ли не всё – в тех рамках, в каких вообще оперируют создатели экранизаций. Нелепо было бы ожидать, что для фильма сохранят рассуждения вроде того, сколько потребовалось бы коней для брики, нагружённой солью или железными клинами. Но всё самое важное – и почившая панночка, и Хома Брут, и летающий по церкви гроб, - всё это здесь есть, причём в самом что ни на есть лучшем виде. Вам понравится, как говорят теперь в таких случаях.

Другое дело, что авторы ленты взяли на себя смелость Гоголя, что называется, дописать. Дополнить. Довести, скажем так, до ума. Позволительно же Голливуду домысливать всем известные сюжеты, создавая приквелы, сиквелы, вариации и апокрифы – чем мы хуже? Поэтому в самых лучших современных традициях фильм ужасов в «Вие» постепенно перетекает в детектив – с всё ярче назревающим вопросом в духе «Кто убил Лору Палмер?». Ответ, конечно, очевиден с самого начала – вот кто самый мерзкий в кадре появится, тот убийцей и будет. Другое дело, что поначалу ты и представить себе не можешь, что сюжет повернёт в такое вот русло: это вы сейчас предупреждены, но для многих подобный ход точно станет сюрпризом (вопрос, насколько приятным). Символично, что и разобраться с этим запутанным делом призван англичанин – учёный ум, не идущий на поводу у говорящей отрубленной головы, а довольно быстро смекающий, что вся чертовщина здесь - от горилки. Буквальным образом - белая горячка. Надо меньше пить – а иначе и не такое привидится.

3 Джейсон Флеминг в фильме «Вий»

(См. интервью с исполнителем главной роли Джейсоном Флемингом, в котором, впрочем, мы тактично обошли эту трактовку картины.)

Но пойдём дальше. Необычайно сильной стороной проекта – и было бы грустно, окажись иначе, - оказался сам мир, воссозданный мастерами на экране. Весь этот хутор, эта церковь - «проклятое место», - видно, что всё это создано руками. Даже если потом что дорисовано на компьютере, основа – именно что рукотворная. Кажется, что это можно пощупать, потрогать, ощутить. Подобное – дорогого стоит, и в прямом, и в переносном смыслах. Такого размаха, мне кажется, в нашем кино не было со времён «Волкодава». Даже жаль, что выход фильма совпадает с выходом другого долгостроя, «Трудно быть богом» - иначе спокойно можно было бы говорить, что в плане декораций «Вий» в 2014-м году будет вне конкуренции.

Другие несомненные плюсы – потрясающий грим и воистину чудовищные (в хорошем смысле этого слова!) спецэффекты. Жуть да и только. Поймите правильно - не по качеству: просто страшно. Ну, даже если и не страшно (тут кому как), но дух захватывает: круто сделано. И полёт с ведьмой-панночкой, и нападение бесовских волков, и тот же летающий гроб - как акула из «Челюстей». А какой расчудесный здесь Вий!.. Любо-дорого посмотреть. Гильермо дель Торо присядет от зависти. Самый ударный эпизод – посиделка с казаками (козаками, если по Гоголю). Именно его показывали на разнообразных презентациях в течение прошлого года – и на «Жорже», и на Вечере грядущих проектов. И тут нечего сказать – молодцы. Только вот беда в том, что таких по-настоящему эффектных сцен в двухчасовом фильме не так уж и много. Они есть, они впечатляют, такого качества мы вообще, быть может, никогда в отечественном кино и не видели – но картина, увы, состоит не только из изящных «кошмариков». Она много длиннее их – что портит в результате общее послевкусие.

4 ​На съёмках фильма «Вий»

Да конца сеанса и не надо ждать, чтобы понять: новый «Вий» безмерно затянут. При желании можно придраться и к мелочам, но любому будет очевидно, что именно расплывшийся хронометраж – самая болезненная проблема. Задумав создать - ни много ни мало – целую трилогию, использующую мотивы повести Гоголя, создатели фильма в итоге споткнулись на целый ряд мешающих этому препятствий – и спихнули все свои идеи в одну ленту. Что сказалось на их детище отрицательно – ибо режиссёрского мастерства явно не хватило на то, чтобы залатать все образовавшиеся дыры. Здесь полным полно всего – как у Плюшкина из другой поэмы того же автора. Но умело распорядиться всем накопленным не получилось, а выбрасывать в корзину было, судя по всему, жалко. То, что высидят получившееся кино не все, никого, кажется, уже не волновало – ведь касса, повторюсь, находится перед входом, а не возле выхода.

Прав в таком случае злодей, считающий, что «грешен не тот, кто искусился, а тот, кто искушает». Нет вины зрителей в том, что они пойдут сейчас заполнять кинозалы, - интересно же. Но вот тем, кто искусил их, - позволив лишь отчасти оправдать ожидания, добившись при выполнении возложенной на себя миссии некоторых удач, но совершив и несколько грубейших профессиональных просчётов, - ещё придётся перед народом каяться. Хотя и говорят, что победителей не судят, кому, как не им, не знать: найдётся однажды тот, кто подземным голосом прикажет: «Подымите мне веки», - а затем закричит, уставив на них железный палец: «Вот они!». И петухи со своим криком могут и не успеть.

5 На съёмках фильма «Вий»