Сколько помню себя в профессии (а я в ней с середины 90-х), столько слышу одну и ту же мантру: «Клиповое сознание, клиповое сознание! Современный читатель не способен читать дольше нескольких минут, у него клиповое сознание. Современный слушатель не способен слушать дольше нескольких секунд, у него клиповое сознание. Современный зритель не способен смотреть дольше нескольких долей секунд, у него клиповое сознание!»
И вот уже актуальные видео в ютубе растекаются на два-три часа, собирают десятки миллионов просмотров, даже новые рекламные форматы в них растягиваются на несколько минут, но все равно эксперты с умными лицами талдычат про «клиповое сознание».
Аудиоподкасты, в том числе на сугубо научные темы, собирают миллионы подписчиков, люди толпами ходят на лекции, но со всех концов страны мы по-прежнему слышим стоны про «клиповое сознание».
Книжные ярмарки ломятся от народу, люди продолжают читать толстые-претолстые книги — нет, все равно «клиповое сознание, клиповое сознание, клиповое сознание!».
А может быть, это всего лишь маркетинговая мантра для тех, кто не умеет делать ничего, кроме информационного фастфуда? Ведь чтобы получилось что-нибудь содержательное, а значит, не совсем короткое, но при этом получилось так, что нельзя оторваться от чтения-просмотра-прослушивания, нужен опыт, труд, талант. А если нет ни того, ни другого, ни третьего, а есть лишь неуемная энергия — ну что ж, врубаем шарманку про «клиповое сознание».
Всё это, разумеется, нисколько не умаляет заслуг производителей видеоклипов. Есть такой жанр, имеет право на существование.