Андрей Епишев
В предыдущей статье “Хватит кормить Абхазию!” я писал, как в благодарность за помощь со стороны России, в Абхазии ущемляются права наших соотечественников. Террористический акт 22 февраля показал, какую опасность несут России абхазские кланы, которые связаны с российскими коррумпированными структурами и северокавказскими бандформированиями. Кто же хотел взорвать Абхазию?
Нападение на кортеж Александра Анкваба произошло 22 февраля в 8:25 на выезде из Гудауты. Атаку на кортеж осуществила группа из 4-6 человек. Всё как в стиле северокавказских боевиков Шамиля Басаева: фугас под железнодорожным полотном, пулемётчики, гранатомётчики… Действовали они по-военному грамотно и скрылись организованно. Многие эксперты не исключают, что в нападении участвовали оборотни-профессионалы.
Анквабу чудом удалось спастись. Кроме ангелов, конечно, помогло и то, что охрана лидера Абхазии накануне была усилена и действовали они слаженно.
Исполнители нападения сбежали и на их поиски задействованы как наземные силы, так и авиация. В таких случаях ставятся две задачи. Задача минимум – найти исполнителей, задача максимум – найти заказчиков. Скорее всего, исполнители не из числа абхазов. Для устранения Анкваба могли нанять северокавказских боевиков. Что касается основных заказчиков, думаю, их надо искать внутри самой Абхазии.
Я не случайно написал «основных заказчиков». Скорее всего, без внешних связей тут не обошлось. Но вот что ещё интересно: из какого абхазского клана, из какой группы заказчик и с какими силами извне они связаны?
Эксперты высказывают различные версии причин покушения на Анкваба:
1. «Грузинский след», по заявлению самих абхазов не нашла развития с самого начала следствия. Грузинские силовики не способны осуществить подобные операции вглубь Абхазии. Активность грузинских спецслужб после 2008 года сведена к нулю. Официальный Тбилиси ответственность за всё произошедшее возложил на Москву, традиционно заявив, что «Россия и юридически, и практически за все в ответе, что происходит на оккупированной территории Абхазии».
2. «Попытка дестабилизации ситуации накануне предстоящих выборов парламента Абхазии» - так говорится в официальном заявлении МИД РФ. Я бы посоветовал нашим дипломатам не делать поспешных выводов. Устранение Анкваба вызвало бы не дестабилизацию, а назначения внеочередных президентских выборов. Тогда, какая разница, когда это сделать, до или после парламентских выборов. Когда смогла, тогда и напали. Соответственно, у кого-то есть амбиции занять этот пост, или провести в президенты своего кандидата.
3. «Реакция на заявленные Анквабом антикоррупционные и антикриминальные меры». Президент Абхазии менее чем за две недели до покушения подверг резкой критике абхазское МВД и подписал указ о приостановке деятельности Государственной миграционной службы. Некоторые наблюдатели связывают это с поддержкой, которую оказывали милицейские чины Сергею Шамбе, конкуренту Александра Анкваба на предыдущих президентских выборах. Кроме того, Анкваб решительно потребовал платить налоги от строительных компаний, которые вывозят из Абхазии щебень на стройки в Сочи. В начале декабря Александр Анкваб пригрозил, что власти призовут к ответственности всех должников по полученным займам. Как он заявил, общая сумма не возвращенных долгов достигает миллиарда рублей. И должники, и «щебеночная мафия» - звенья российских коррупционных строительных схем и клана Сергея Шамбы.
При президентстве Анкваба российско-абхазские отношения ещё сильнее осложнились, чем при Багапше и сохранили тенденцию «ты мне, а я сам себе». Возникшие противоречия из-за закрытия военного санитарно-курортного комплекса «Южный», а так же проблемы с поставками из Абхазии инертных материалов на строительства олимпийских объектов не могли стать причиной устранения Анкваба со стороны Кремля. Для этого у наших спецслужб имеются более ухищрённые методы и современные средства.
Хотя отношения накалились не на шутку. Военные санатории в Абхазии официально остаются собственностью Абхазии, однако на деле присоединены к российской военной базе и, согласно российским законам, принадлежат РФ. Александр Анкваб не уступает давлению Министерства обороны РФ в вопросе собственности. Кроме того, на прошедших в 2011 году президентских выборах наши военные в Абхазии поддерживали Сергея Шамбу. У нашего руководства как всегда своё мнение и, как им кажется, правильное. Шамбу на выборах поддержали и первые лица России, но Шамба проиграл.
Кстати, перед теми выборами я написал статью «Абхазия с Шамбой - угроза для России!». Шамба не только проиграл выборы, он потерял административные ресурсы и доступ к российским финансовым потокам. Его клан контролировал и щебеночный бизнес. Предупреждение Анкваба по наведению порядка в этих вопросах оказалось прямой угрозой по интересам С.Шамбы. Ну, чем не повод?
Это не все противоречия между Шамбой и Анквабом. Чтобы лучше понять происходящие процессы в Абхазии, более подробно рассмотрим внутриполитические настрои абхазского общества.
Население Абхазии грубо можно разделить на две части, это сторонники полной независимости Абхазии, т.н. сецессионисты (сепаратисты) и унионисты (ирредентисты, сторонники слияния). Анкваб (так же как и его предшественники) принадлежит к первой группе, а Шамба ко второй. Между ними, кроме вышесказанных разногласий, связанных финансовыми интересами и политическими амбициями, непримиримые противоречия в плане развития Абхазии.
В свою очередь, унионисты тоже по-разному видят будущее Абхазии. Одни хотят слиться с Россией. Эта часть самая слабая и Кремль пытается усилить это движение. А вот другая часть унионистов во главе С.Шамбы, сторонники турецкого проекта. В 1990 году Шамба стал председателем общественно-политического движения "Айдгылара", которое проповедует объединение горских народов Кавказа со столицей в городе Сухум. Этот проект наиболее опасный для России.
Из выше изложенного можно сделать кое-какие выводы. России более выгодно, на данном этапе, иметь дело с сецессионистами, т.е. с Анквабом и постепенно укреплять сторонников объединения с Россией, чем устранять Анкваба и этим, дать шанс тем силам прийти к власти, которые продвигают опасный для государственной безопасности России турецкий проект выхода на Северный Кавказ.
По моему мнению, налицо непримиримое противостояние между Анквабом и кланом Шамбы по нескольким вопросам: борьба за власть, борьба за российские финансовые потоки и идеологическое столкновение сторонников турецко-северокавказского проекта с руководящими кругами Абхазии.
Уже шестой раз не нашли исполнителей покушений на Александра Анкваба и уже видимо не найдут. Скорее всего, они уже на Северном Кавказе. Всё это говорит о том, что исполнители нападения имели серьёзное прикрытие и подготовленные пути отхода из Абхазии. А это могли бы обеспечить только влиятельные силы. Конечно же, такое влияние вполне может иметь человек, который 20 лет на ведущих должностях: зам. Министра обороны, министр иностранных дел и председатель правительства. Наши власти всерьёз должны задуматься произошедшим и тем, какие силы из России поддерживают антироссийские проекты в Абхазии.
Дерзость данного нападения и безуспешный поиск нападающих говорит о том, что Абхазия далека от мира и этим происшествием всё не ограничится.